Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Дмитрий Гавра: «Теперь реализация проекта «Горская» – это наша общая задача»

Политолог – о реализации проекта
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Завершить работы по созданию курорта «Санкт-Петербург Марина» в промзоне «Горская» планируется в 2029-2030 годах. Об этом 28 марта губернатор Александр Беглов рассказал во время доклада президенту РФ Владимиру Путину в рамках совещания о создании федеральных круглогодичных морских курортов.

«На новом этапе Горская станет курортной столицей Петербурга. Это будет новый город-верфь», – рассказал губернатор. Площадь территории кластера составит 160 гектаров, общая протяженность береговой линии – более 4 километров.

Политолог, доктор социологических наук, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра отметил, что прежде всего нужно отметить, что Александр Беглов прилюдно дал президенту РФ обещание-прогноз насчет Горской, которое нам всем теперь предстоит выполнять.

«Мы знаем, что губернатор Петербурга не бросает слов на ветер, а значит, теперь это наша общая задача, – сообщил политолог. – Кластер в виде зданий и сооружений, бассейнов, спорткомплексов и гостиниц привлекателен сам по себе. Но в контексте внутрирегиональной логистики Северо-Запада он выглядит гораздо более многообещающим».

Понятно, что Кронштадт задачу создания огромного туристического кластера в одиночку вытянуть не сможет.

«В то же время Горская будет находиться весьма недалеко от «Острова фортов» и всего комплекса, который курирует Ксения Шойгу. Это позволяет встроить Кронштадт и Петергоф в единую туристическую логистику. Люди, приехавшие в ближайшие пригороды Петербурга, будут получать комфортные условия в Горской круглогодично, – отметил Гавра. – Кроме того, Петербургу и Ленобласти обещана еще одна автомагистраль, которая будет окружать город по бывшей «бетонке» по внешней стороне КАД. Это означает, что эта магистраль вскоре будет построена, ее проектирование идет полным ходом. Как следствие, такие курорты, как «Игора» и «Красное озеро», будут находиться в получасе быстрой езды от Горской (с учетом трассы «Сортавала»). В контексте зимних курортов все эти места попадают в единый логистически близкий ареал для всех, кто будет жить в Горской».

По мнению аналитика, успех этого проекта будет возможен только в случае, если Смольный и федеральный бюджет будут рассматривать его в контексте единой логистики Петербурга и Ленобласти.

«У нас есть такое уникальное место, как Выборг. Трасса «Скандинавия» в силу геополитических причин теперь стала намного более свободной, на ней уже далеко не так много фур, как раньше. Это значит, что от Горской по вылетной трассе на «Скандинавию» можно уже через полтора часа оказаться в Выборге. И пусть поезда «Аллегро» ходить перестали, но «Ласточки» в Выборг по-прежнему ходят исправно, – считает Гавра. – Мне кажется, к этому проекту нужно относиться, глядя на него из 2050-го. К тому моменту уже будет построена ВСМ между Москвой и Петербургом и люди из столицы смогут приезжать в наш город всего за 2,5 часа. Значит, уже сегодня нужно думать о том, как от «Беговой» до Горской дотянется ветка метро. Примерно так, как это сделано сегодня в Новой Москве. Либо туда нужно проложить линию скоростного трамвая, чтобы от Ленинградского вокзала до вашего гостиничного номера с видом на Финский залив проходило в среднем 3,5 часа. Причем безо всяких перелетов, досмотров в аэропорту и поездок от Пулково».

Главное при реализации проекта «Горская» – не смотреть на него из 2024-2025 годов.

«Если смотреть еще шире, то у нас вообще-то есть Приозерск, Выборгские шхеры, Сортавала, и все это тоже – транспортное «плечо» трех-пяти часов, если в это вложить соответствующие ресурсы. Я считаю, что создание самой Горской – это только 30% успеха. А 40% успеха – это «стирание» административных барьеров и бюджетных границ между такими регионами, как Петербург, Ленобласть и Карелия. Это потребует от властей совершенно других масштабов планирования, потому что Петербург сегодня – это не приморский город, а при-речной. Поэтому нам предстоит развивать все, что касается яхтинга, марин, детского яхтинга и буерного спорта», – сказал Гавра.

По словам Гавры, мы сегодня почему-то едем в турецкую Каппадокию для того, чтобы подниматься на воздушном шаре и видеть всю эту красоту.

«А представьте себе, если фестиваль воздушных шаров будет проводиться в той же Горской. Оттуда они будут взмывать, и мы будем видеть и башню «Лахта Центра», и купол Исаакия, и Кронштадтский морской собор, и «Зенит Арену», все это будет невероятная красота. А граждане, которые гуляют по Приморскому парку Победы, будут видеть, как над Финским заливом поднимаются сотни воздушных шаров. Все это может стать новым «открыточным видом» и пригласит в наш город еще сотни тысяч туристов со всего мира», – сообщил профессор СПбГУ.

По его словам, сегодня нужно сбросить шоры и признать, что потенциально это может быть мегапроектом.

«Вспомним, что те люди, которые, глядя на жуткие, грязные китайские кварталы, придумали «город будущего» Сингапур – они глядели на него из будущего. Те люди, которые смотрели на пустынный, никому не нужный берег Персидского залива и придумали Дубай, тоже глядели на него из будущего. А это было, между прочим, только в 1990-м. И теперь Дубай с Сингапуром – это центры притяжения для всего мира», – напомнил Гавра.

Аналитик считает, что в масштаб будущих проектов стоит добавить еще один элемент – искусство.

«В той же Горской обязательно должны быть галереи, музеи современного искусства, различные арт-пространства. В общем, все то, что пригласит в новый кластер людей, которые интересуются прекрасным. Там должен быть концертный зал и другие площадки, где будут выступать лучшие коллективы. Также от Горской необходимо запустить регулярное сообщение водным транспортом как минимум до «Зенит Арены». В целом, вчерашнее обещание губернатора президенту можно обозначить классической фразой: «Будьте реалистами, требуйте невозможного!» – заключил Дмитрий Гавра.

Напомним, объем инвестиций в проект «Санкт-Петербург Марина» составит 210 миллиардов рублей. Из них 165 миллиардов – это средства инвесторов на создание объектов туристской инфраструктуры и 45 миллиардов – это стоимость объектов, обеспечивающих инфраструктуру. «Их планируется создать за счет частично федерального и городского бюджетов», – добавил Александр Беглов.

«Проект «Санкт-Петербург Марина» планируется реализовать в несколько этапов. Первый этап – это строительство объектов для сезонного хранения, ремонта яхт и судов – мы планируем завершить в 2026 году. Второй этап рассчитан на 2026-2030 годы. В его рамках на площади порядка 40 гектаров планируется создать спортивный кластер, тематический парк и каток, экстрим-парк с крытыми и открытыми зонами, станцию водных видов спорта, теннисный корт, тренировочный водоем, гостиницу для спортсменов», – перечислил градоначальник.

Также там появятся отель и гостиницы разной звездности, спортплощадки, велодорожки, инфраструктура для беговых лыж, водные аттракционы, круглогодичный бассейн, образовательные секции для детей, в том числе детские исследовательские лаборатории. Губернатор добавил, что дополнительный туристический поток в Петербург после открытия Горской может составить 1 миллион 333 тысячи человек, будет создано 7 тысяч рабочих мест. А новый градостроительный потенциал даст возможность привлечь в город порядка 800 миллиардов рублей дополнительных инвестиций. В 2023 году вклад туризма в экономику Петербурга составил 480 миллиардов рублей. Это на треть выше, чем в 2022 году, и на 27% выше показателя допандемийного периода, отметил Беглов. Ежегодно количество людей, занятых в туризме, растет от 5 до 10%, добавил губернатор.