Яндекс.Метрика
  • Игорь Свиридов

Леонид Армер: «Думаю, такая практика будет нарастать и в других регионах России»

Общественник – о штрафе для школы за буллинг ее ученика
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

В России зафиксирована новая практика: суды начали выставлять счета школам, допустившим у себя травлю учеников. Если учителя не защитили ребенка, то семья должна получить компенсацию от администрации учебного заведения.

Председатель совета Центра защиты и развития личности Леонид Армер отметил, что решение суда в Волгоградской области – это очень интересный прецедент.

«И я думаю, что подобная практика будет нарастать и в других регионах России. У нас на словах все занимаются «профилактикой буллинга» в школах, а вот на деле… Все знают, что одна из задач школы и руководства, педагогического коллектива – создать безопасные условия для развития и учебы детей, и это явно касается не только пожарной безопасности. Без благополучия, без ощущения ребенком комфорта от нахождения в школе никакое «всестороннее развитие» невозможно», – говорит Армер.

К сожалению, в наше время «размываются» многие границы и нормы дозволенного, сами понятия «плохо» и «хорошо», указал он.

«Современные дети видят в «ТикТоке» и в Интернете в целом далеко не лучшие образцы для подражания. Многие из них начинают переносить эти поведенческие модели на тех, кто рядом, на тех, кто послабее, за счет кого можно повысить собственную значимость и выделиться среди себе подобных. Если педагоги не будут этого замечать, если они не будут активно противодействовать подобному разрушительному поведению, то закончиться это может весьма плачевно, – напомнил глава «Молодежной службы безопасности». – Нам известен не один случай, когда сигналы или прямые обращения о помощи от детей игнорировались педагогами. А в конечном итоге происходили попытки детского суицида или вовсе смертельные случаи».

Армер напомнил – в ряде наших образовательных учреждений существует своеобразная «круговая порука».

«Есть случаи, когда руководство, опасаясь понижения рейтинга школы или лицея, намеренно дает указания скрывать ту или иную негативную информацию. Но если в итоге потом что-то случается, то отвечают, как правило, все – и педагог, и руководство школы. Вместо того чтобы не допускать развития подобных сценариев, педагоги порой едва ли не принимают участие в травле ребенка. Они делают едкие замечания по поводу его внешности или каких-то иных особенностей», – отметил Армер.

В подростковом возрасте подобные выпады наносят серьезную психологическую травму детям, говорит эксперт.

«А если у ребенка еще и нет доверительных отношений дома, с родителями, то ему порой и пожаловаться некуда. В лучшем случае, он пойдет со своей бедой в Интернет, но вот помогут ли ему там? Если сегодня дело дошло уже до привлечения школ к материальной ответственности за буллинг, то, возможно, такая практика «встряхнет» руководящий состав. И мы увидим начало реальной борьбы с буллингом, повышение внимания педагогов к тому, что происходит между детьми. Коллективам школ нужно думать не о том, чтобы «никто не узнал о негативе», а о том, как сохранить психологическое здоровье детей и помочь им в трудный период взросления», – заключил Леонид Армер.

Напомним, на днях суд в Волгоградской области взыскал 50 тысяч рублей со школы в качестве компенсации морального вреда за страдания ученицы начальных классов. Как рассказали в пресс-службе судов Волгоградской области, в суд обратилась жительница города Михайловка, чьей дочери непросто пришлось в школе. Женщина указала, что ее дочь обучалась в начальных классах. Девочка подвергалась травле, моральным и физическим издевательствам, неоднократно была доведена до слез группой одноклассников, что унизило ее честь и достоинство. Эта ситуация осталась без должного внимания со стороны учителя. О происходящем не были уведомлены школьный психолог, социальный педагог, замдиректора по учебно-воспитательной работе и директор.

Учитель, несмотря на конфликтную ситуацию, не только не предпринимала попыток к ее разрешению, но и оставляла учащихся без должного надзора. В результате травли ребенок долгое время находился в подавленном состоянии, испытывал моральные и душевные страдания. Тогда мама девочки обратилась в прокуратуру. И лишь когда в школу пришли люди с корочками, в учителях «проснулись педагоги» и начали бороться с травлей. По итогам проверки приказом директора школы виновные лица привлечены к ответственности. Однако мать девочки обратилась в суд с требованием о взыскании в пользу ее ребенка компенсации морального вреда.

Суд пришел к выводу об обоснованности требований истца. Администрация школы была обязана организовать дело так, чтобы ученикам не пришлось плакать. Решением Михайловского райсуда Волгоградской области в пользу несовершеннолетней со школы взыскана компенсация морального вреда в размере 50 тысяч рублей. Волгоградский областной суд оставил решение в силе. Как пояснила глава комиссии Ассоциации юристов России Ирина Фаст, компенсацию школа будет выплачивать из своего бюджета. «Бюджет школы на 90 процентов состоит из государственных денег», – сообщила она.

Получается, что за проказы школьных хулиганов и недосмотр учителей из своего кармана заплатят российские налогоплательщики. Но иного выхода нет. Случившийся прецедент в идеале должен подтолкнуть и директоров, и весь преподавательский состав внимательнее относиться к любым конфликтным ситуациям в школе. По мнению Ирины Фаст, размер компенсации трудно назвать справедливым – с учетом всех последствий для психики ребенка, которые, скорее всего, останутся у него на всю взрослую жизнь.