Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев, Нина Астафьева

Эксперты рассказали, нужно ли Петербургу еще большее количество электросамокатов

Мнения по этому вопросу разделились
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

В Петербурге начался сезон электросамокатов. В этом году компании, обеспечивающие их прокат, обещают оставить на улицах около 47 тысяч этих средств передвижения, что на 10 тысяч больше, чем годом ранее. Нужен ли такой транспорт городу? Мнения экспертов разделились.

Павел Иткин, заместитель председателя Законодательного собрания Петербурга: «Без разделения потоков транспорта и пешеходов безопасность не выстроить. У самокатов должна быть выделенная полоса там же, где и у велосипедов и других средств индивидуальной мобильности. В периферийных районах Петербурга это решается просто: можно отделить полосы для движения на широком тротуаре. В центре тротуары более узкие, и все сложнее. Альтернатива – проезжая часть, но тут возникают серьезные требования уже к пользователю электросамоката: шлем и, возможно, даже права особой категории по примеру мотороллеров.

В центре Петербурга на узких тротуарах и людям-то не всегда удобно разойтись. Поэтому я с трудом могу представить, как тут проехать еще и электросамокату. Можно в центральных районах обязать оставлять самокат только на платных парковках. Город начнет получать деньги, а их уже тратить на создание инфраструктуры.

У кикшеринговых компаний были возможность и время поучаствовать в создании необходимой инфраструктуры. Однако пальцем никто из них с 2019 года не пошевелил. А все потому, что бизнесу это невыгодно, их интересует только прибыль, а власти во время пандемии было совсем не до этого.

Я много с кем общался. В большинстве своем горожане, в том числе депутаты и чиновники, прекрасно понимают всю нецелесообразность существования самокатов в нынешнем виде.

Я пытался взглянуть на самокат с точки зрения туриста. Наверное, да, это удобное средство, чтобы проехаться и посмотреть красоты города.

Но безопасность горожан все же важнее, чем покатушки, которые еще и не обеспечиваются ничем, в том числе страхованием».

Павел Хусу, руководитель «Петербургского велообщества»: «Мы наблюдаем бум электросамокатов по всей стране. И этот вид транспорта совершенно новый, он только в марте 2023 года появился в Правилах дорожного движения. До этого электросамокаты, моноколеса, гироскутеры и прочие устройства считались видом пешеходного передвижения. Теперь их выделили в отдельную категорию «Средства индивидуальной мобильности» и определили, что в первую очередь они должны ездить по велоинфраструктуре. А если таковой нет, им следует двигаться по тротуару. И только в тех местах, где нет тротуаров, самокатчику разрешается выезжать на проезжую часть.

Дорожная инфраструктура не подготовлена к этому, и, конечно, возникают конфликты, аварии и столкновения. 

В Петербурге, в историческом центре, очень узкие тротуары. У нас бывает, что и двум пешеходам не разойтись, а тут еще как-то нужно увернуться от самокатчика, постараться, чтобы он в тебя не врезался.

Если исходить из философии «не стоит ничего менять», тогда простое перераспределение места на дороге мало что даст. Предложение располовинить место на тротуаре для велосипедистов и пешеходов не реализуемое. Вспоминаю тротуары на Чкаловском проспекте – там даже одному человеку бывает сложно пройти! Но на проезжей части
вполне можно было бы выделить дополнительное место для велоинфраструктуры. Не секрет, что у нас многие автомобильные полосы имеют избыточную ширину, и просто за счет их переразметки, приведения к нормативной ширине, мы можем получить дополнительное пространство под велоинфраструктуру.

Я считаю, что запрет самокатов на улицах города не выход из положения. А вот если мы по всем правилам создадим велоинфраструктуру хотя бы на трети улиц, хотя бы на основных магистралях от окраин города к центру (а в идеале на всех улицах, чтобы на велосипеде или электросамокате можно было доехать от дома до дома), это позволит распределить все потоки равномерно. И тогда у пешеходов будет своя территория, у автомобилистов своя, а у велосипедистов и пользователей самокатов своя. И все потихонечку привыкнут друг к другу, никому не мешая.