Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

Александр Шепелюк: «В театре «На Литейном» работают семь цехов»

В преддверии Международного дня театра «Петербургский дневник» побывал за кулисами театра «На Литейном» и узнал, кто стоит за визуальным оформлением постановок
Фото: предоставлено пресс-службой театра «На Литейном»

В каждом театре существует несколько цехов, которые отвечают за характер и атмосферу каждого спектакля. Мастерские – это важное звено в закулисном мире, где оживают уникальные сценографические признаки.

«Постановки, которые видят зрители, – это верхушка айсберга. До начала спектакля работают мастерские. У нас в театре «На Литейном» семь цехов. Без этих мастерских спектакли казались бы очень бедными, – говорит начальник художественно-технического отдела Александр Шепелюк. – Современный спектакль без декораций, света и звука не может существовать. Мы конструируем среду целиком».

С них начинается оформление

Самые первые приходят на работу и последние, кто с нее уходит, – специалисты монтировочного цеха. На них лежит одна из главных задач – установка декораций.

«Декорации – это базовое средство, за счет которого мы в первую очередь создаем среду спектакля, – говорит Александр Шепелюк. – Там достаточно большой спектр действий. Предметы надо поставить, что-то повесить. А они еще достаточно разных форм».

10 тысяч предметов

Реквизит не только дополняет сцену, но и отчасти становится сюжетным элементом. Предметы добавляют реализма и помогают актерам взаимодействовать на сцене, передавая задумку автора спектакля.

В этом цеху трудится Василий Келехсаев. Он отметил, что в театре «На Литейном» более 10 тысяч предметов, предназначенных для постановок.

«Тебе приходится все эти вещи держать в голове. Когда создается новый спектакль, тебе могут сказать: «Вася, нужен конь с вишнями и розочкой на хвосте», – говорит реквизитор. – Соответственно, нужно помнить все. После чего сказать: «Да, такой конь есть. Он играл в спектакле 30 лет назад, и сейчас можем его достать».

Также Василий Келехсаев сказал, что самый сложный момент в работе реквизитора – это когда вещь ломается прямо перед началом спектакля.

«Был такой случай, когда у нас сломался стул, на котором сидела фигурка музыканта за пианино. Перед началом спектакля сломался именно круг, который состоит из двух частей. Нужно было найти решение проблемы за оставшиеся десять секунд, – вспоминает Василий Келехсаев. – По итогу пришлось быстро вкрутить шуруп по центру, чтобы круг держался».

Создают и ремонтируют

Мастера на все руки работают и в бутафорском цехе. Именно там профессионалы создают фрукты, посуду, животных… – все не перечислить. Также специалисты поддерживают «свежее» состояние всех предметов.

«В процессе эксплуатации декорации испытывают большое количество нагрузок. Их постоянно перевозят. Бывает так, что мы переносим декорации, что-то где-то цепляется. Бутафоры – это те люди, которые следят за состоянием спектакля. Они постоянно что-то ремонтируют, подкрашивают, обновляют», – рассказал Александр Шепелюк.

Звук усиливает подачу

Специалисты звукотехнического цеха наполняют постановку не только музыкой, но и всевозможными звуковыми и шумовыми эффектами.

«В какие-то моменты необходимо воспроизвести звук или запустить фонограмму, – объясняет начальник постановочной службы. – Звукотехнический цех усиливает подачу. Например, включаем скрипучие половицы, когда персонаж крадется по сцене».

И без света никак

В современном театре осветительный цех является важным компонентом в художественном оформлении спектакля. Свет помогает воспроизвести обстановку действия, а также создать необходимое настроение, дополнил собеседник.

«Без этой мастерской был бы XIX век. Без света никак, с его помощью можно сделать правильные акценты, выделить главных героев и второстепенных персонажей. Можно залить всю сцену красным, и у зрителя тут же будет повышаться тревожность», – поделился Александр Шепелюк.

Меняют внешность

Преобразовывают внешность актеров в театре  гримеры. «Они делают различные накладки. Это могут быть борода и бородавки. Гримеры могут изменить внешность актера до неузнаваемости», – рассказывает собеседник.

Одна из задач художника по гриму – разрабатывать эскизы, дополнил Александр Шепелюк.

«Это касается того, как должен гримироваться актер, как должен сидеть правильно парик, какой парик, – говорит собеседник. – Отразить специальные украшения, которые помогут раскрыть характер персонажа. Их работа – добиваться определенного образа».

Облик героя

Наряды в театральной постановке передают неповторимую атмосферу на сцене. Костюмерный цех отвечает за образ героя, его характер и социальный статус. По словам Александра Шепелюка, самое главное в работе костюмеров – хорошо знать актерский состав и понимать, что больше всего любят артисты.

«Бывает так, что артистам надо быстро переодеться за кулисами. Костюмеры, в свою очередь, должны положить одежду туда, где актеру будет удобно ее взять», – сказал Александр Шепелюк.

Кроме того, мастерская следит за сохранностью вещей, их чистотой и свежестью.

«Мы ездим на гастроли и играем один и тот же спектакль по нескольку раз в день, – говорит собеседник. – Получается, что после постановки костюмерам надо забрать наряды, простирать их и погладить, а то, что должно быть мятое, смять. На следующий день разложить все по своим местам. Эта работа – слаженный механизм часов».