Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

«Люди метались по запертому холлу»: очевидец – о теракте в «Крокус Сити Холле»

Станислав Кузьмин пришел на концерт «Пикника» вместе с женой
Фото: Роман Пименов / «Петербургский дневник»

По предварительным данным, в результате теракта в комплексе «Крокус Сити Холл» 40 человек погибли и более сотни пострадали. Об этом 22 марта сообщили в ФСБ России.

Спецслужбы проводят экстренные оперативно-розыскные действия. Напомним, очевидцы сообщили о стрельбе в «Крокус Сити Холле» в подмосковном Красногорске вечером 22 марта. Причины происшествия и личности террористов уточняются. По информации очевидцев, не менее трех мужчин в камуфляжной форме вошли в зал перед концертом и открыли огонь. Позже в здании начался пожар, который тушат до сих пор.

Станислав Кузьмин, московский менеджер, вместе с женой был в «Крокус Сити Холле» в момент теракта.

«У нас с женой были билеты на концерт «Пикника» на балкон, на правой стороне зала. Когда мы пришли в «Крокус Сити Холл», обстановка там была, как обычно перед концертом одной из старых российских групп. В глаза бросилось то, что в толпе зрителей, заходивших в зал, было много возрастных и даже пожилых людей, часть из них была одета по молодежной моде 1980-х – 1990-х. Это немного резало глаз», – рассказал «Петербургскому дневнику» он.

Концерт должен был начаться в восемь часов вечера.

«Мы пришли на свои места примерно в 19:45. Когда до выступления оставалось пять минут, откуда-то снизу стали раздаваться одиночные выстрелы. Из холла также раздался какой-то шум и звуки паники, люди начали кричать от ужаса. Поначалу моя супруга (она работает в силовых органах) сказала, что эти звуки не похожи на пистолетные выстрелы, «возможно, это кто-то бросает петарды, – продолжил рассказ Станислав Кузьмин. – Впрочем, вскоре мы поняли, что дело обстоит очень серьезно – выстрелы стали отчетливыми, и они приближались. Потом в зале раздалась громкая автоматная очередь. Мы находились на балконе и толком не видели происходящего внизу, заметили только толпу зрителей, которые из партера бросились на сцену, чтобы выбежать из зала через артистические выходы. Люди на балконе рядом с нами начали метаться, не понимая, что происходит и как им себя вести».

Все это происходило буквально в течение пары минут, продолжил рассказ собеседник издания.

«И мы с женой тоже поначалу растерялись. Потом кто-то сильно затопал на входе в зал и истошно заорал: «Ложитесь!». Сразу после этого в зале раздалась автоматная очередь, и люди на противоположной от нас части патера закричали от ужаса, – сказал Станислав Кузьмин. – Честно говоря, я сам не видел стрелявшего, мы могли только слышать крики террористов сверху. Все это напоминало какой-то дурной сон, я помню, что все время старался успокоить жену и ни на шаг не отпускать ее от себя. Мы понимали, что тоже можем попасть под огонь нападавших, поэтому, как и другие зрители, легли на пол между зрительскими креслами на балконе. Стрельба внизу продолжалась, но, по моим впечатлениям, в зале работал только один ствол, а не несколько. Также были слышны выстрелы в холле».

Неподалеку от него в проходе навзничь лежала пожилая женщина.

«На ней не было следов крови, и выглядела она невредимой. Я подумал, что она просто потеряла сознание от страха. Но мне некогда было ей помогать, я старался успокоить жену и крепко держал ее в своих руках, – добавил Станислав Кузьмин. – Затем в левой части зрительного зала, прямо напротив нас, загорелись сразу несколько кресел, начался пожар, повалил густой черный дым. Увидев это, люди на балконах массово бросились к выходу из зрительного зала на этаж. Мы тоже сразу же бросились к выходу и оказались в холле балконного этажа вместе с десятками других зрителей. Стрельба внизу по-прежнему продолжалась, а мы тем временем пытались найти выход наружу с третьего этажа, на котором оказались. Мы вместе с толпой попытались толкнуться в одни, другие двери, но все они были по какой-то причине заперты. Мне очень хорошо запомнились именно эти моменты – я почувствовал себя какой-то крысой, загнанной в угол и мятущейся в поисках выхода».

«Вместе с нами бегали и пожилые люди, и женщины с детьми, некоторые дети, они кричали и плакали от страха», – отметил Станислав Кузьмин.  

«В балконном холле, где мы оказались, отчетливо тянуло смесью пороха и гари. Некоторые из зрителей, отчаявшись найти выход из концертного зала, начали выбивать панорамные стекла в холле. Однако стекла оказались крепкими – первое, внутреннее стекло группе зрителей-мужчин выбить удалось, а вот второе, внешнее, так и осталось неразбитым, оно выдерживало все удары руками, ногами и сумками. Пока мужчины пытались выбить стекло, все остальные зрители продолжали метаться в поисках выхода. Как ни странно, ни до концерта, ни уже во время нападения в зале не было вообще никаких объявлений, как будто никаких организаторов концерта просто не было. И только когда мы уже оказались в запертом холле, наконец-то зазвучал голос автоинформатора, который просил «покинуть зрительный зал по техническим причинам». Спустя некоторое время, когда нам уже начало казаться, что террористы вскоре доберутся и до нас, какой-то мужчина в костюме открыл один из выходов, крикнул: «Выходите!», и толпа зрителей с нашего балкона яростно бросилась туда.

Вместе с другими счастливчиками мы тоже бросились в эту дверь, и вскоре попали в пустые темные залы ТРЦ «Крокус Экспо», в котором и находится концертный зал. Пока мы толпой бежали по этим темным залам, страх по-прежнему не отпускал нас. Казалось, что террористы в любой момент могут начать стрелять нам в спину. Однако в итоге мы вместе с толпой других зрителей выбежали на улицу и оказались перед торговым центром, над которым уже поднимался черный дым. Судя по запаху, стоявшему в коридорах "Крокус Сити Холла", пока мы бежали к выходу, сиденья в зале террористы подожгли при помощи какой-то горючей смеси», – сказал Станислав Кузьмин.

Многие люди, даже выбежав на улицу, были растеряны.

«Мы все, кто пришел на концерт, были очень легко одеты, все наши пальто и куртки остались в гардеробе. У многих зрителей в гардеробе остались и сумки с ценными вещами, и они не знали, как их теперь забрать. Мы с женой решили не искушать судьбу и не забирать свои пальто и куртки из гардероба концертного зала, захваченного террористами. Поэтому мы, в чем были на концерте, сели в метро, проехали три остановки, и уже спустя полчаса были дома, целые и невредимые. Убитых и раненых ни в зале, ни в холлах мы в этот вечер не видели. А когда мы покидали ТРЦ, возле него еще не было ни силовиков, ни «скорых», ни пожарных, вообще никого. Охранники на входе в станцию метро, расположенную в двух шагах от ТРЦ, даже не знали, что там вообще что-то происходит. У меня создалось впечатление, что экстренные службы и силовые структуры оказались совершенно не готовы к подобному нападению. Честно говоря, я воспринял то, что мы выбрались из концертного зала живыми и здоровыми, как какое-то чудо. Те минуты, которые я пережил, находясь на балконе, а потом мечась по холлам в поисках выхода, я запомню на всю жизнь», – поделился Кузьмин.