В АО «Национальные квалификации» разработали конструктор профессиональных стандартов
Акционерное общество «Национальные квалификации» стало участником VIII Санкт-Петербургского международного форума труда. Его специалисты разрабатывают программы, направленные на цифровизацию бизнес-процессов, осуществляющих успешное функционирование национальной системы квалификаций.
В России должным образом унифицированы профессии, а вот про компетенции этого сказать нельзя. При этом любой эксперт, педагог или эйчар заявляют: XXI век – век штучных специалистов с индивидуальным набором компетенций и навыков, готовых учиться всю жизнь. Каждая образовательная организация при разработке учебных программ создает свой пакет профессиональных компетенций, основываясь на требованиях профессиональных стандартов. Но все они могут по-разному звучать, даже если они об одном.
«Петербургский дневник» поинтересовался у АО «Национальные квалификации», возможен ли сейчас поиск вакансии именно по набору компетенций или скиллов, таких, например, как «способность критически мыслить, анализировать информацию, противодействовать коррупции, работать в команде». А не по образованию?
«Если у соискателя нет образования, то это может очень сильно сузить рамки карьерной перспективы. Скорее всего, в перечне подходящих вакансий окажутся только «входные» профессии – то есть те, которым не нужно долго учиться, – считают специалисты. – Но осуществлять поиск вакансий не по компетенциям, а по трудовым функциям, продиктованным профессиональными стандартами, мы можем. Ведь в функции зашиты и знания, и умения».
Важнейшая разработка АО «Национальные квалификации» – конструктор профессиональных стандартов. Его основными пользователями являются советы по профессиональным квалификациям, которые и отвечают за разработку данных нормативных документов. У каждого совета имеется своя широкая экспертная база, состоящая из носителей профессии и методистов образовательных организаций. Сейчас на платформе АО действует социальная сеть «Я-Эксперт». Она специально создана для удобства в работе экспертов и для формирования широкого пула отраслевых экспертных сообществ. Здесь специалисты общаются, обсуждают проекты нормативных документов, а могут также принимать участие в платной экспертной деятельности. Каждый задействованный в проекте эксперт может в любой момент отреагировать на заказ благодаря специальному модулю фриланса. Нулевой бумажный документооборот и гарантированная оплата экспертной деятельности – два базовых принципа работы данного сервиса.
Удобство конструктора в том, что стандарт не только раскладывается на понятные составляющие, но и представляет целое информационное поле, в котором каждый эксперт может оставлять комментарии, вносить изменения, проводить процедуру валидации. Роль каждого из них строго определена функционалом. И только администратор системы имеет право сформировать итоговый документ, который будет направлен в Минтруд России для последующего утверждения.
А одно из недавних достижений – внедрение в информационную систему искусственного интеллекта, который уже сейчас умеет генерировать профессиональные стандарты и квалификации на основе анализа больших баз данных. Символично, говорят специалисты, что первый разработанный искусственным интеллектом профессиональный стандарт предназначается для специалистов по работе с искусственным интеллектом. Сейчас остается только обучить искусственный интеллект, как отбирать из тысячи резюме наиболее подходящих соискателей. Необходимо задать ему такие параметры, благодаря которым при анализе десятка тысяч резюме, преимущественно, по ключевым словам, он не будет смешивать одни и те же понятия.
Теперь представим, что поработать с конструктором захочется образовательной организации, которой требуется пройти аккредитацию. Специально для такого случая был придуман цифровой модуль «Качество образования», который позволяет провести самообследование или даже разработку образовательных программ с учетом требований профессиональных стандартов. Он помогает вузам и колледжам не только пройти процедуру аккредитации, но и в целом определиться с целесообразностью ее проведения. Когда вузы и колледжи наглядно видят, что учитывают требования профессиональных стандартов на 10-20%, они сами понимают, что с аккредитацией надо пока повременить, а лучше внести пока изменения в программу, пригласив для консультации потенциального работодателя. Для тех, у кого таких проблем нет, сервис дает возможность как вузам и колледжам подготовится к аккредитации, так и аккредитующим организациям упростить работу по анализу документов.