Владыка Варсонофий: «Господь нас никогда не оставит. Он дает все возможности»
Митрополит Варсонофий рассказал о своем пути к Богу и праздновании 300-летия перенесения мощей князя Александра Невского из Владимира в наш город.
– Владыка, у каждого свои пути к вере и Церкви, каков он был у вас?
– Я пришел к вере благодаря маме Антонине Леонтьевне, принявшей незадолго до кончины монашество. От кого ребенок может взять любовь к Господу? Конечно, в первую очередь от родителей. Мама мечтала, чтобы кто-то из детей посвятил себя служению Господу. Возвращаясь из паломнических поездок, она свои впечатления передавала нам, детям, – рассказывала о чудесах, происходивших на святых местах, истории, которые она слышала от других паломников. Эти рассказы учили нас христианской жизни.
Я с детства молился, соблюдал посты, читал жития святых. В светском окружении в моем детстве люди в большинстве своем над верующими смеялись. Но нас объединял дух любви и стояние в истине. Как сказано в Евангелии: «По тому узнают все, что вы Мои ученики, если будете иметь любовь между собою» (Ин. 13:35). Мы, верующие, поддерживали друг друга, были очень дружны.
Я быстро понял, что в миру у меня ничего не получится. Верующему было невозможно устроиться в советском обществе, особенно молодому человеку, полному инициативы и собственных идей. Поэтому я и оказался в Церкви. Видя Евангелие на престоле в храме, где я служил алтарником, слушая его за богослужением, я понял, что это, должно быть, и в самом деле важная книга. Впоследствии я выбрал монашеский путь, потому что монашествующий больше отдает себя Богу, чем женатый священник, живущий в миру. Учился в духовной семинарии, был послушником в Троице-Сергиевой Лавре.
– В своей вступительной речи в Казанском кафедральном соборе в день прибытия в Петербург вы отметили, что являетесь оптимистом. Что это значит для вас как митрополита и как человека?
– В основе моего оптимизма лежит уверенность, что по воле Божией возможно все. Надо только не закапывать свои таланты в землю, не предаваться пессимизму, а засучить рукава и трудиться. Господь нас никогда не оставит, Он дает нам все возможности преображать этот мир, жить в нем, созидать, воспитывать детей. А под лежачий камень, как известно, вода не течет.
Я уверен: если от Бога пришла мысль сделать какое-то доброе дело, оно рано или поздно исполнится. Все трудности преодолимы, нужно только не опускать руки и просить у Господа помощи – и все получится. Моя задача как петербургского архиерея – укреплять и добиваться процветания вверенной мне епархии. Чтобы создавались новые приходы, а те, которые уже есть, расширялись, пополнялись новыми людьми. Чтобы петербургские храмы были полны не только в большие церковные праздники, но и каждую субботу и воскресенье, чтобы люди осознанно приходили к вере, воцерковлялись, спасались. Мы, священнослужители, должны наставлять и вести людей ко спасению. Конечно, много трудностей на этом пути, но я доверяю Богу и Его Промыслу.
Слава Богу, что у нас православные правители. Как только власти становятся безбожными – меняется и настроение народа. У нас сейчас ситуации разные бывают. Но в вере важно быть стойким и не потерять из виду главного: Христос победил смерть. Это уже случилось в истории человечества. И это событие имеет значение для настоящего и будущего каждого верующего человека. Разве это не основа для оптимизма? Не забудем только при этом трудиться в нашей земной жизни и уповать на помощь Господа.
– Оправдался ли ваш оптимизм по прошествии 10 лет служения в петербургской митрополии?
– За эти годы я увидел, как много талантливых пастырей, активных, хорошо образованных, здесь служат, какие отзывчивые и трудолюбивые люди живут в Петербурге. Как радостно служить здесь в исторических и намоленных соборах, замечательных новых храмах. Созданы все условия, чтобы трудиться и приносить плоды во славу Божию, главное, все делать с молитвой и усердием.
– За прошедшие 10 лет произошло множество изменений. Какие можно назвать наиболее важными? Всех ли поставленных целей удалось достичь?
– Самая важная цель для нас, священнослужителей, – сколько людей мы смогли привести к благочестивой жизни, стало ли меньше совершаться грехов. Любой архиерей думает о том, чтобы воцерковить народ, живущий в его городе. Материальная жизнь увлекает людей настолько, что они забывают о духовном, тем более в таком крупном мегаполисе, как Санкт-Петербург. Мы должны перенастраивать людей, потихоньку менять их приоритеты. Чтобы жизнь человека не растрачивалась на сиюминутную суету. Чтобы духовное превалировало над материальным. Нужно, чтобы наш Петербург был верующим городом. И в этом направлении нам еще работать и работать.
Когда я приехал в Петербург, одной из моих главных задач стало увеличение числа приходов, строительство новых храмов. У нас в отличие от Москвы нет программы «200 храмов», но тем не менее за прошедшие десять лет в епархии открылся 91 новый приход. Сейчас их почти 300. Да, не везде еще есть само здание храма – со строительством возникают сложности, но они преодолимы. Главное – люди хотят иметь свой приход, объединяются вокруг священника, создают общину. А там, где община с грамотным пастырем, там храм рано или поздно построится.
Слава Богу, несколько исторических храмов, которые в советские годы были заняты нецерковными учреждениями, вернулись к своему прямому предназначению – быть домом молитвы ко Господу. Это Сампсониевский и Воскресенский Смольный соборы, Благовещенский храм Александро-Невской Лавры. Воссоздан прекрасный храм Рождества Христова на Песках. Многие старинные храмы, пострадавшие в годы безбожия, прошли реставрацию и снова украшают собой наш город.
Расширилась социальная работа епархии. В нашем социальном отделе успешно действуют координационные центры по разным направлениям: защита материнства и детства; помощь малоимущим и бездомным; профилактика наркомании и алкоголизма; работа с людьми с ограниченными возможностями. Открылся Центр милосердия имени праведного Иоанна Кронштадтского с благотворительной столовой, парикмахерской и вещевым складом. Социальные работники Центра оказывают бездомным помощь в восстановлении документов. Работают два «Автобуса милосердия», в одном из которых нуждающимся людям оказывают не только продуктовую и вещевую помощь, но и первую медицинскую.
Создана школа приемных родителей, основанная на многолетнем опыте работы «Православной детской миссии имени преподобного Серафима Вырицкого». Школа содействует устройству в приемные семьи детей с ограниченными возможностями здоровья, среди ее приоритетных задач – снижение возвратов взятых в семью детей в соцучреждения, духовно-пастырское окормление замещающей семьи. Это, кстати, отсутствует в светских программах.
Увеличилось число воскресных школ, в храмах стало больше молодежи. Отрадно видеть, что во многих приходах дети, выросшие из воскресных школ, не уходят из храма, а переходят в молодежные объединения, продолжают быть частью общины.
Во всех направлениях работы – молодежной, социальной, духовно-просветительской, катехизической – есть своих успехи. Но нужно продолжать трудиться. Десять лет – небольшой срок, и надеюсь, мы сможем продвинуться еще дальше в главном нашем деле – приведении людей ко Христу.
– В своих проповедях вы всегда стараетесь соотносить события Евангелия с современностью. Что сейчас наиболее актуально? Как донести сказанное в Писании до людей разных возрастов, взглядов и статусов? Какие методы наиболее эффективны?
– Господь Наш Иисус Христос тоже соотносил свои проповеди с современностью, в которую жили люди того время. Но евангельские истины вечны и всегда актуальны. Надо просто донести их до человека языком той действительности, в которой он живет, чтобы он понял: Господь обращается к нему, дает руководство именно для него, живущего здесь и сейчас.
Я стараюсь, чтобы проповедь была понятна всем, кто стоит в храме, независимо от возраста или статуса. И если в человеке происходит какая-то внутренняя работа над своими мыслями и поступками, если он задумывается о своей жизни, а не ходит в церковь просто «для галочки», то ему даже не нужно особенно что-то объяснять. Такой человек будет настроен на восприятие Евангелия, как музыкальный инструмент. Ты затрагиваешь струны его души, и он откликается.
Сейчас важно, чтобы люди в повседневной рутине не теряли этой сонастройки, которую они получают в храме по воскресным дням. Поэтому важно приходить в храм, исповедаться, причащаться, получать силы на предстоящую неделю. Живя без Бога, без приобщения Его благодати, мы очень быстро охладеваем ко всему духовному и становимся рабами своих материальных желаний. А сердце незаметно черствеет, пропадают чуткость к ближнему, внимание к нашим родным. Человек становится равнодушным, себялюбивым, раздражительным. Это губительный путь.
Что касается методов – все методы хороши, если они свидетельствуют о Христе. Конечно, нет ничего лучше живой проповеди в храме, когда и вы видите священника, и он видит ваши глаза, может понять, доходят ли его слова до слушателей. Бывает эффективна и уличная миссия. Наша талантливая молодежь из Миссионерского отдела иногда выходит на улицы и беседует с прохожими о Евангелии, предлагает зайти в храм. Для кого-то это служит преодолением страха или предубеждения. А когда тебя приглашают с улыбкой, да еще и помогают сориентироваться – другое дело. Знаю, что после такой уличной миссии многие приходят и впервые исповедуются и причащаются. Социальные сети тоже инструмент, особенно эффективный в молодежной среде. У епархии есть аккаунт «ВКонтакте» и телеграм-канал, где можно получить краткую и достоверную информацию о смыслах православных праздников без языческих народных суеверий, которыми грешат светские порталы; узнать епархиальные новости, посмотреть, что происходит в разных приходах, чем вообще занимаются эти православные, помимо того, что молятся в храмах по воскресеньям. Есть также батюшки-блогеры, которые доброжелательно и доступно общаются с людьми в интернете.
– Какие храмы были отреставрированы в последние 10 лет? Что реставрируется сейчас? И какие церковные объекты в ближайшем будущем ждут проведения работ?
– Многие исторические храмы прошли через реставрацию. Например, в 2015 году, когда отмечалось 1000-летие преставления равноапостольного князя Владимира, была проведена первая за 225 лет реставрация Князь-Владимирского собора. Научная реставрация проходила за счет бюджета, поскольку собор – памятник федерального значения. К завершению ремонта храм получил архитектурно-художественную подсветку. Собор, являющийся одной из главных высотных доминант Петроградской стороны, хорошо виден и в темное время суток из разных точек города. Сейчас в Князь-Владимирском соборе реставрируются интерьеры.
Завершилась многолетняя реставрация Троице-Измайловского собора. Восстановительные работы начались еще в 1996 году. Спустя десять лет храм сильно пострадал при пожаре в главном куполе. В 2018 году окончательно завершились масштабные работы, и собор освятил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.
В Воскресенском Новодевичьем монастыре восстановили главный собор в честь Воскресения Христова и колокольню, которая была взорвана в советское время. Внутреннее убранство Воскресенского собора создано полностью заново. Это более 6000 квадратных метров росписи и 7 лет работы. Колокольня с надвратным храмом в честь Положения Пояса Пресвятой Богородицы теперь снова одна из архитектурных доминант Московского проспекта. Ее воссоздание согласно историческим документам и чертежам продолжалось около пяти лет. Казанский храм обители также недавно реставрировался.
На Октябрьской набережной полностью восстановлена бывшая киновия Александро-Невской лавры. Теперь это архиерейское подворье с храмом в честь Святой Живоначальной Троицы. Очень красивый храм, вокруг которого создали также комфортную среду для горожан: детские площадки, скамейки, высажены кусты и деревья.
Очень помогает с реставрацией и воссозданием исторических храмов Фонд содействия восстановлению объектов истории и культуры в Санкт-Петербурге. Помимо бывшей лаврской киновии, они включились в реставрацию храма иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость (с грошиками)» на проспекте Обуховской Обороны – сейчас там работы уже на завершающем этапе, даст Бог, скоро сможем совершить Великое освящение. Также Фонд взялся за восстановление разрушенной Борисоглебской церкви на Синопской набережной. Уже прошли все согласования с городом, разработан макет, были проведены археологические раскопки, во время которых удалось установить точные границы фундамента.
На историческом фундаменте воссоздан один из старейших храмов нашего города – храм Рождества Христова на Песках. В декабре прошлого года завершилась реставрация колокольни Николо-Богоявленского морского собора. Продолжается масштабная реставрация Петропавловского собора в Петергофе. Скоро начнутся интерьерные работы в Спасо-Преображенском соборе, который, кстати, отметит в этом году 270 лет со дня освящения. Продолжается воссоздание интерьеров Воскресенского Смольного собора.
Большая и долгосрочная научная реставрация сейчас проходит в Александро-Невской лавре.
В целом сейчас в Санкт-Петербурге реставрируются 23 храма-памятника культурного наследия, из них 14 – за счет городского бюджета, 6 – из федерального бюджета, 3 – на средства благотворителей.
– Почему именно сейчас Эрмитаж передал раку Александра Невского? Каково значение этого исторического события для церкви и верующих?
– Рака святого благоверного князя Александра Невского, созданная для хранения его мощей в середине 18-го века, была передана старейшему монастырю Петербурга. Произошло это историческое событие в год полного возвращения епархии Благовещенской церкви – первого каменного строения обители. Хотя вопрос с возвращением стоял давно.
Конечно, мы почитаем в первую очередь святыню и святого, память и благодатную помощь которого эта святыня олицетворяет в нашем вещественном мире. Богатое обрамление – это зримое выражение благодарности и любви святому за его покровительство и ходатайство за нас перед Господом. Когда мы хотим отблагодарить кого-то или выразить свою любовь и уважение, мы преподносим ему в дар самое лучшее, что у нас есть. Императоры и правители делали богатые вклады на украшение храмов, икон, на изготовление драгоценных ковчегов для мощей святых. Простые люди также жертвовали деньги или украшения, просто их вклады были скромнее. Мастера, выполняя для Церкви целые произведения искусства, отдавали таким образом своим мастерством дань любви и уважения к Богу, Пресвятой Богородице и святым.
Рака и серебряный ковчег – это действительно произведения искусства, и у их создания была определенная цель: мастера создавали раку как хранилище для мощей небесного покровителя Санкт-Петербурга, достойное его памяти и той народной любви, которая и сделала князя святым.
– С какими сложностями пришлось столкнуться в пандемию?
– Сложностей было много, но мы все их с Божией помощью преодолели. В храмах Петербурга были приняты беспрецедентные меры по профилактике инфекции, вплоть до закрытия церквей для верующих. Это была вынужденная мера и очень тяжелое испытание для людей, которые не представляют свою жизнь без церковной молитвы и причащения. Для многих это не привычка, а потребность души.
«Литургия» переводится как «общее делание», когда в богослужении участвуют не только священники, но и прихожане, без них нет обратной связи. Говоришь: «Мир всем!», а никого нет. Выглядит странно. Духовенство епархии продолжало служение ежедневно, правда, за закрытыми дверями, в абсолютно пустых храмах. И звенящая пустота ощущалась особенно в больших соборах. Я тогда часто служил в Казанском кафедральном соборе и чувствовал эту пустоту. Самые важные недели Великого поста, Пасху, Светлую седмицу мы встретили в пустых храмах, и это было по-настоящему тяжело.
Тяжело было и людям в больницах. Очень долго не могли достигнуть какого-то компромисса с лечебными учреждениями по поводу возможности присутствия священника для духовного утешения больных. Но в итоге мы в епархии создали отдельный «спецотряд» из священников социального отдела, которые прошли инструктаж у врачей, получили защитные костюмы и могли навещать больных как дома, так и в больницах.
Многие храмы в период пандемии начали интернет-трансляции богослужений. Это была временная и вынужденная мера. Интернет-формат дал прихожанам возможность почувствовать себя сопричастным церковной жизни, укрепил в домашней молитве, позволил не чувствовать себя одинокими и оторванными от своего прихода.
Помимо этого, приходы тогда оказались в непростой экономической ситуации. Средства на содержание храмов, зарплаты священникам и сотрудникам складываются из пожертвований прихожан и тех немногочисленных благодетелей, которые помогают некоторым приходам. А во время закрытия храмов уменьшился и размер пожертвований. Хорошо, что большинство общин все-таки не оставили свои храмы и поддерживали их материально.
– Владыка, за последние 10 лет сколько построено новых храмов на территории епархии? Сейчас, насколько известно, в стадии строительства находится около 30 храмов. С какими проблемами, юридическими и логистическими, приходится сталкиваться при возведении нового храма?
– За последние 10 лет в Санкт-Петербурге на территории епархии было построено 30 новых храмов, еще 30 сейчас на стадии строительства. Основные проблемы, возникающие при строительстве, связаны с длительной процедурой оформления участков, отсутствием перспективного планирования размещения храмовых комплексов на территориях массового жилищного строительства и несовершенством местного градостроительного законодательства. Необходимо резервировать территории под строительство храмов в генеральных планах городов и проектах планировок территорий. А сейчас часто под храмы отводят вторичные места. Епархия несколько раз обращалась с предложениями о внесении изменений в Правила землепользования и застройки, которые касаются отмены высотных и других ограничений для строительства храмов.
– Как вообще начинается строительство? Приходит запрос от жителей того или иного района? Где в ближайшем будущем планируется построить новые церкви?
– Строительство храма, как правило, начинается с инициативы верующих или одного или нескольких благотворителей, которые берут на себя этот нелёгкий, но спасительный для души труд. Далее, уже вместе с настоятелем нового православного прихода, идут поиски и оформление подходящего участка.
В Петербурге в отличие от Москвы нет городской программы строительства храмов, поэтому интересы православных верующих людей не учитываются при разработке проектной документации для строительства новых жилищных комплексов. Зачастую это приводит к конфликту интересов.
В царской России один храм в среднем приходился на 2000 человек, сегодня желательно было бы иметь один храм на 10 000 человек. Исходя из этого расчета и количества уже действующих храмов, на территории епархии необходимо простроить ещё 150 новых храмовых комплексов. Не хватает храмов в «спальных» районах, где очень быстро идет жилая застройка, растет население, и небольшие храмы не могут вместить всех желающих. Таких храмов «шаговой доступности», конечно, должно быть больше. Чтобы и пожилые люди, и семьи с маленькими детьми могли посещать церковь, не отправляясь каждое воскресенье за тридевять земель, чтобы почувствовать себя «селедкой в бочке». К тому же легче включаться в деятельность приходской общины, которая рядом с твоим домом. Отдать ребенка в воскресную школу, самим принимать участие в жизни прихода.
– Вы принимали участие в процессе канонизации святого праведного воина Феодора Ушакова. В этом году отмечается 20 лет его общецерковной канонизации. Почему его канонизация произошла спустя столько лет? Как проходил этот процесс?
– Праведный воин Феодор Ушаков – один из первых профессиональных, скажем так, военных, который был канонизирован Русской Православной Церковью.
Конечно, адмирала канонизировали не за его ратные подвиги, а за праведную жизнь, чему есть подтверждения в исторических источниках. Он не только не потерпел ни одного поражения в морских баталиях с превосходящими силами неприятеля, но и не терял при этом кораблей, и ни один из его подчиненных не попал во вражеский плен. Его великое христианское милосердие изумляло даже побежденного им неприятеля. Ушаков не был женат, всего себя без остатка посвятил служению Отечеству и ближним. Никогда не принимал монашеских обетов, но дух его был поистине монашеским. Он был похоронен в Санаксарском Рождество-Богородичном мужском монастыре. В 1944 году специальная комиссия вскрыла могилу адмирала и обнаружила его останки нетленными. В 1991 году, после возвращения Санаксарского монастыря Церкви, тогдашний наместник архимандрит Варнава подтверждал, что почитание угодника Божия год от года возрастает. На его могиле служатся панихиды, многочисленные паломники, среди которых часто можно увидеть воинов-моряков, приходят поклониться Федору Ушакову.
Когда мне поручили работать над материалами по канонизации адмирала, мне очень помог тогдашний председатель Союза писателей России Валерий Ганичев. Он написал огромный труд о Феодоре Ушакове, обращался даже к Святейшему Патриарху Алексию II с инициативой о канонизации флотоводца. Нашей комиссии осталось только прочитать и взять из его труда что необходимо для жития. Житие – это особый жанр, там не нужно все подряд описывать – только христианскую жизнь. По Феодору Ушакову мы начали работать где-то в 1999 году и закончили в 2001-м – два года. Использовали все, что нашли в то время, и, имея этот материал, его канонизировали как местночтимого святого Саранской епархии. Это были большие торжества. Чин прославления совершили шесть архиереев, возглавил его нынешний Патриарх Московский и всея Руси Кирилл (тогда митрополит Смоленский и Калининградский). Ковчег с мощами праведника несли адмиралы флотов России и Украины. На торжество прославления святого Феодора в Санаксарский монастырь прибыли, по оценкам правоохранительных органов, от 5 до 7 тысяч паломников из разных регионов страны, делегация из Греции. Паломники прикладывались к святыне всю ночь после Всенощного бдения.
– Сейчас много говорят о возможной канонизации Суворова. Как вы считаете, это может произойти и когда?
– Такие известные люди, как Феодор Ушаков или Александр Суворов, оставили большой след в истории Отечества. О них много написано разными авторами. Это огромный материал, который должна изучить Комиссия по канонизации святых. Очень важны собственные письма, наставления, труды прославляемых, а также свидетельства их современников. По Суворову впереди большая работа, продолжительность которой предсказать невозможно. Но работу эту провести необходимо. К нам обращается очень много людей, военнослужащих, с просьбой о канонизации полководца. Они хотят иметь в его лице святого покровителя, пример, равняться на него, чтобы он не ушел в историю и не был забыт. Было много обращений к Святейшему Патриарху Кириллу, который дал в прошлом году поручение Синодальной комиссии по канонизации возобновить работу. Церковь все материалы тщательно изучит. Народное почитание Суворова уже есть, а дальше как Дух Святой нам подскажет, когда и в какое время его прославить. Никогда не бывает ни рано, ни поздно – все будет в свое время.
– Прошло уже два года с момента начала проведения специальной военной операции. За это время зафиксировано множество случаев героизма, когда не только воины, но и священники, выполняющие свою духовную миссию, жертвовали собой ради ближнего. Как вы считаете, возможно ли, что в будущем кто-то из этих героев сможет быть причислен к лику святых? Каковы условия канонизации в этом случае?
– Главное для прославления во святых – это широкое народное почитание, христианская добродетельная жизнь. Ратные подвиги, героизм – это приложение. Конечно, мы знаем заповедь Божию: «Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за друзей своих» (Ин. 15:13). Воинские подвиги, совершаемые ради любви к своему народу, своему Отечеству, ради защиты христианской веры, без ненависти к врагу могут быть вписаны в историю человека, вмениться ему в праведность на Страшном суде. Но для канонизации нужно изучать все обстоятельства его жизни, смотреть, что в ней ценно, какие духовные труды он понес, насколько христианскую жизнь вел, какими добродетелями обладал, с Божией ли помощью совершал свои подвиги.
– Епархиальный центр сбора гуманитарной помощи в Лахте в прошлом году отправил более 76 тонн гуманитарного груза. Какую еще помощь епархия оказывает участникам специальной военной операции и их семьям?
– Русская Православная Церковь всегда молилась и поддерживала защитников нашего Отечества. Сегодня во время проведения специальной военной операции эта традиция также неизменна.
В Санкт-Петербургской епархии нет прихода, который бы так или иначе не участвовал в поддержке наших воинов и помощи жителям пострадавших территорий. Кто-то берет на попечение и реабилитацию раненых бойцов после выписки из госпиталей, кто-то помогает бойцам на фронте, некоторые приходы отправляют адресную помощь в Донбасс, например детским домам и многодетным семьям, есть приходы, которые посылают гуманитарную помощь в сопровождении добровольцев.
Добровольцы плетут маскировочные сети, делают окопные свечи, собирают медикаменты и продукты, изготавливают сухпайки.
Прихожане храмов епархии и сестры милосердия несут свое служение в 4 госпиталях Санкт-Петербурга, где проходят лечение раненые в СВО. Например, в Военно-медицинской академии раненых окормляют 10 священнослужителей, в НИИ скорой помощи им. Джанелидзе работают 60 добровольцев. В Военно-морском госпитале несут служение 40 сестер милосердия сестричества св. Елизаветы и 110 добровольцев.
Епархиальную школу сестер милосердия закончило 80 человек. Краткосрочные курсы подготовки медсестер для помощи раненым, в том числе в зоне проведения СВО, прошли 250 человек. 20 медсестер были отправлены для оказания медицинской помощи на фронт. Регулярно организовываются командировки сестер милосердия сестричеств св. Елизаветы и св. Татианы в госпитали Луганска и Донецка.
Продолжает работу Гуманитарный центр Санкт-Петербургской епархии. В Ростове-на-Дону открыто представительство Центра. Крупные пункты сбора гуманитарной помощи действуют при Феодоровском соборе Санкт-Петербурга, храме Преображения Господня в Лигово и других.
Для семей защитников Отечества устраиваются паломнические поездки, концерты и праздники. С ними работают православные психологи и священники.
Военное духовенство поддерживает полноценную богослужебную жизнь в приходах в военных частях и военных заведениях, обеспечивает основательное духовное окормление военнослужащих и будущих воинов, в том числе и в зоне СВО. Глава Отдела по взаимодействию с казачеством Санкт-Петербургской епархии протоиерей Димитрий Василенков является главным военным священником духовенства, окормляющего военнослужащих в зоне СВО.
В зоне боевых действий постоянно находятся более 20 священников епархии, которые регулярно посещают боевые позиции с пастырскими визитами, совершают богослужения и таинства, оказывают духовную и психологическую поддержку военнослужащим. Некоторые из них представлены к государственным наградам.
В помощи военнослужащим и беженцам активно участвуют студенты Санкт-Петербургской духовной академии.
– В Санкт-Петербургской духовной академии учатся будущие священники из многих стран мира. Это помогает укреплению межнационального диалога?
– Cтуденты из-за границы учились в Санкт-Петербургской духовной академии с самого дня её основания, она была и остаётся международно ориентированным церковным вузом. На очном отделении богословского факультета обучаются студенты из пятнадцати стран. Из Азиатско-Тихоокеанского региона – Филиппин, Индонезии, Индии. Из Африки – Центральноафриканской республики, Мадагаскара, Кении, Нигерии, Танзании. Есть студенты и из Европы – из Швеции и Финляндии, а на иконописном отделении обучаются студенты из Боснии и Герцеговины, из Германии. Иностранные студенты живут вместе с русскими студентами. Это способствует их большему включению в русскоязычную среду, помогает быстрее адаптироваться.
Присутствие иностранных студентов в стенах Академии и за богослужениями в петербургских храмах – это удивительное свидетельство того, что Русская Православная Церковь имеет действительно соборный, вселенский характер. Один из студентов служит у меня иподиаконом, благодаря чему о студентах-африканцах в СПбДА знают практически на всех приходах митрополии. Проходят мероприятия, где иностранные студенты рассказывают о традициях своих стран, например о праздновании Рождества Христова. Такие встречи демонстрируют нашим русским студентам многообразие православного мира, а иностранцам помогают находить новые темы для диалога с русскими сокурсниками, совершенствовать уровень владения русским языком.
На Академии лежит большая ответственность подготовить студентов-иностранцев не только интеллектуально, но и духовно к трудной миссионерской и пастырской деятельности. Важно, чтобы на протяжении всей своей жизни и деятельности они оставались верными чадами Московского Патриархата, сохраняли любовь к своей alma mater, к России, русскому народу и его культуре.
Одновременно студенты СПБДА могут многому научиться у иностранцев. Африканцы, например, отличаются искренней глубокой религиозностью, привязанностью к своим традициям, к семейным ценностям, в меньшей степени подвержены индивидуализму, что для их однокурсников в России может быть отличным примером.
Студенты СПБДА участвуют в Ассоциации иностранных студентов Санкт-Петербурга, созданной под эгидой городского Законодательного собрания. Так что, конечно, можно говорить об укреплении межнационального диалога.
– В этом году будет отмечаться 300-летие перенесения мощей благоверного великого князя Александра Невского из Владимира в Санкт-Петербург. Уже известно, какие пройдут мероприятия, отдельные проекты, как это было на 800-летие Александра Невского?
– Как раз совсем недавно на встрече рабочей группы, в которую входят представители городских комитетов и наших епархиальных структур, обсуждались мероприятия для включения в общегородской план, посвященный юбилейной дате. Надеемся, что он будет принят на ближайшем заседании оргкомитета, который возглавляет губернатор города.
Основные торжества, конечно, пройдут 12 сентября в день перенесения мощей святого благоверного князя Александра Невского. Это ежегодный городской и церковный праздник, посвященный воспоминанию о том, как император Петр Великий собственноручно перенес мощи князя Александра из Владимира в новую столицу и даровал ей небесного покровителя и защитника. В этот день пройдут праздничные богослужения в Александро-Невской лавре, в Казанском кафедральном соборе, крестный ход по Невскому проспекту, праздник на площади Александра Невского. Ожидаем высоких гостей.
Запланированы также автомобильный крестный ход по маршруту перенесения мощей святого из Владимира в Санкт-Петербург, издание книги, посвященной историческому событию 1724 года, съемка документального фильма. Обсуждалась возможность экспозиции на стенде Санкт-Петербурга на Международной выставке-форуме «Россия» в Москве. В ближайшее время будет объявлен конкурс детских рисунков, посвященный святому Александру Невскому. Церемония награждения пройдет в парке «Россия – моя история», там же развернется выставка фотографий храмов в честь святого в России и за рубежом.
Осенью пройдет конференция, организованная СПбДА, Александро-Невской лаврой и РГПУ. Архивный комитет представит выставку, посвященную почитанию великого князя в Санкт-Петербурге. Для молодежи будут организованы историко-патриотический фестиваль «Сыны России» и военно-патриотический форум «Александровский стяг». В одном из концертных залов прозвучит духовная опера «Александр Невский» композитора Грайра Ханеданьяна.
– Какие еще памятные события ждут нас в этом году?
– Помимо 300-летия обретения городом небесного покровителя, 3 июня исполнится 35 лет, как мощи святого князя Александра вернулись в лавру из запасников Музея истории религии и атеизма. Они были изъяты из монастыря в 1922 году, а в 1989 году возвращены. Это стало большим событием в жизни лавры конца 20-го века.
Мы отметим также памятные даты известных исторических храмов. Это 285 лет освящения Пантелеимоновского храма на улице Пестеля и 270 лет освящения Спасо-Преображенского собора.
3 апреля исполнится 75 лет со дня кончины нашего почитаемого подвижника преподобного Серафима Вырицкого. В августе отметим 20-летие общецерковного прославления праведного воина Феодора Ушакова, в канонизации которого я в свое время принимал участие, будучи правящим архиереем Саранской епархии.
– Сегодня есть православные рок-группы, молодежные центры, различные социальные проекты. Расскажите об образе современного священника.
– Современный священнослужитель должен быть в первую очередь образованным человеком, должен постоянно совершенствовать и углублять свои знания. Мир не стоит на месте, развивается, и люди, приходящие в храм, зачастую задают сложные вопросы, на которые не всегда священник знает ответ. Но он должен стремиться к тому, чтобы быть на одном уровне со своими прихожанами. Иначе как же они будут ему доверять?
Нужно привлекать в приходы молодежь – они наше будущее. Приходская жизнь должна непременно включать не только общение с молодыми людьми, но и созвучную их возрасту обстановку. Здесь может быть все, что вы перечислили – и музыкальные группы, приходской хор или православный театр, социальные проекты. И самим пастырям нужно быть примером для подражания. Когда служба приносит священнику радость и вдохновение, это видно, важно предстоять перед Богом вместе с людьми, священнодействуя, а не просто совершая уставное последование, тогда и другие устремятся к более глубокой и осмысленной молитве, появится интерес к происходящему на службе.
Ко всем приходящим в храм, даже к людям, почти не знакомым с церковным и богослужебным этикетом, священник должен относиться с терпением, с желанием ответить на вопросы, рассказать, чем занимается приход. Добрые взаимоотношения должны быть у священнослужителей и церковнослужителей между собой. Все это формирует особую атмосферу в приходе, которой нет за пределами храма.
Большую часть жизни мы находимся в виртуальной среде. Для многих Интернет стал почти единственным способом бытия в мире с огромными потоками информации и возможностями. Если Церковь не представлена в соцсетях, то для огромной части общества, молодой и активной, ее как бы не существует. Мы непременно должны всегда быть там, где люди. Радует, что у многих приходов и у священников такие страницы есть, и они наполняются интересным и полезным контентом.
Однако не стоит забывать, что всякая деятельность священника должна свидетельствовать о Христе, в том числе в интернете. Не нужно забываться и влезать в темы, которые не касаются твоего непосредственного служения, особенно в политические. Слова священников воспринимаются как церковное мнение, поэтому каждый из нас несет ответственность не только за свой приход или конкретную задачу, но за общее дело. Не следует торопиться выносить личные суждения по вопросам, требующим общецерковного осмысления.
– Учитывая увлечение молодежи интернетом, какие есть приемы взаимодействия с молодыми людьми в глобальной Сети?
– Евангельская проповедь и свидетельство о Христе должны звучать везде, где есть люди и где это уместно. Сейчас невозможно представить жизнь без Интернета, и Церковь должна быть там широко представлена. Не присутствовать в Сети значит неправильно понимать смысл миссии Церкви.
Конечно, Церковь живет не в виртуальном, а в реальном мире, в котором творятся добрые дела, проявляется пастырское участие и любовь, в котором совершается Божественная литургия. Священник, общаясь с паствой, не должен уходить с головой в Сеть. Социальные медиа только инструмент для вовлечения людей в реальные дела. Например, для набора волонтеров в епархиальные добровольческие службы, для созидания на приходах общин помощи нуждающимся, для просвещения и катехизации. Примеров множество.
Что касается молодежи, у нее много соблазнов в эпоху информационного бума, который влияет на неокрепшие умы, уводя молодого человека в сторону от действительно важных вещей. Нужно показывать верное направление.
Важно духовно воспитывать человека с детства, занимать его ум. Нет ничего плохого в современных технологиях, как я говорил, Церковь их тоже использует. Но это лишь инструмент, они не должны замещать жизненные и духовные ценности и идеалы. Все хорошо в меру.
Если родители не будут оставлять ребенка наедине с компьютером или телевизором, чтобы он не мешал им, а будут общаться с ним, проводить вместе время, гулять, ходить в храм, то ребенок не будет иметь такой зависимости от гаджетов. У него будут другие интересы.
– Насколько оптимистично вы оцениваете взаимодействие со СМИ?
– Я считаю, что в основе любого взаимодействия, безусловно, должен лежать диалог. У Санкт-Петербургской епархии сложились давние хорошие контакты со многими городскими и федеральными СМИ. Мы намерены их поддерживать и развивать, уделять внимание молодежной аудитории через отражение церковной жизни, в том числе в социальных сетях. Хотелось бы, чтобы светские СМИ больше внимания уделяли многим социальным и просветительским проектам епархии, рассказывали о священниках, творческих и образовательных проектах в церковной среде, многодетных семьях и дружных, активных приходах. Надо отметить, что «Петербургский дневник» один из наших постоянных информационных партнеров, за что мы благодарны главному редактору и профессиональному коллективу журналистов и фотографов.