В Мемориальном доме-музее Николая Римского-Корсакова в Тихвине расскажут, как рос композитор
После реставрации Мемориальный дом-музей Николая Римского-Корсакова в Тихвине встречает посетителей обновленным. Будущий великий композитор проводил здесь свое детство. Какой была семья, которой удалось вырастить гения, рассказывает новая экспозиция.
Дом на берегу Тихвинки был построен еще дедом Николая Римского-Корсакова в 1801 году. Здесь же родился и Ника – так называли его близкие. Отец композитора Андрей Петрович, уважаемый в этих местах человек, сделал об этом запись. Благодаря ей мы до минут знаем, что родился он в 1844 году в 4 часа 53 минуты 6 марта по старому (или 18 марта по новому) стилю.
Пишите музыку!
Ника был вторым ребенком в семье. На момент его рождения отцу шел 60-й год, а матери Софье Васильевне – 42-й. Она смущалась своего положения, пока однажды не увидела пророческий сон: будто идет она по темной улице, и с неба к ней спускается ангел. В руке у него горящая свеча, которую он передает ей. Наутро она поняла, что ждет необыкновенного ребенка.
«Самое интересное, что это не легенда. Об этом мы знаем из записи в альбоме, который принято было вести в то время в каждой семье», – рассказала заведующая музеем Анастасия Коновалова.
Ника рос живым, любознательным ребенком. Однажды ему подарили барабан, после чего он получил прозвище «Шумило». Хотя на самом деле инструмент оказался полезен. Когда отец садился за фортепиано и намеренно менял темп, трехлетний Ника учился подстраиваться под новый ритм.
Учителя музыки, которые давали уроки на дому, часто ругали мальчика за то, что он переделывал сочинения композиторов по-своему. И требовали, чтобы он играл, «как написано».
Композиторский талант заметят в Николае только в Петербурге. Его приведут к самому Милию Балакиреву, вокруг которого собирались молодые композиторы из «Могучей кучки». И тот, прослушав его сочинения, скажет: «Пишите музыку!»
Не море, а музыка
Большое влияние на ребенка оказал его старший брат Воин, который был старше на 22 года и по семейной традиции стал моряком. В доме немало «диковинок», как говорили тогда, которые он присылал из дальних походов. Шкатулка из игл дикобраза, в которой Софья Васильевна держала свое рукоделие, ракушки и даже череп альбатроса, размах крыльев которого достигал почти полутора метров.
Переписка между братьями, которой посвящено сразу несколько витрин второй части экспозиции, показывает, сколь добрые отношения были между ними. «Мой вопросительный знак» называл Нику Воин, по пути которого Николай пошел в 12 лет, поступив в Морской кадетский корпус.
Учился он отлично, став шестым из 60 выпускников. Даже отправился в длительный морской поход. Правда, вскоре понял, что его призвание – не море, а музыка. И, вернувшись на берег, занялся сочинительством.
Об этих событиях в мемориальных комнатах рассказывает аудиоспектакль. Его главная тема – семейные ценности, которые из поколения в поколение передавались в роду Римских-Корсаковых.
Бесценный экспонат
Корни музыкальной одаренности композитора уходят в детство.
В семье Римских-Корсаковых было два инструмента. Один фирмы «Лихтенталь», предположительно мемориальный. И второй, принадлежность которого благодаря уникальному номеру 2929 удалось установить абсолютно точно: рояль фирмы «Беккер» палисандрового дерева.
«Этот рояль прослужил Николаю Андреевичу 30 лет. Только представьте, какое количество музыки было написано на этом инструменте и какие руки касались этих клавиш: Чайковский, Бородин, Мусоргский. У этого рояля пел Шаляпин», – поделилась Анастасия Коновалова.
Родом из детства
Из окон родового гнезда будущий композитор мог видеть мужской Успенский монастырь и слышать его колокола. Позднее он написал увертюру «Светлый праздник», посвященную Пасхе, переложив на ноты перезвоны колоколов тихвинских монастырей.
Нашел отражение в его творчестве и птичник, в котором обитали канарейки, дрозды и другие птицы. Сейчас мезонин, в котором он располагался, открыт как интерактивная семейная зона. И, как и прежде, здесь живут попугаи. Рассказывают, что однажды любимец Софьи Васильевны – амазонский попугай, которого она кормила с серебряной ложечки, улетел, и она приманивала его, постукивая ею по окну. «Блудный сын» вернулся, оставив на ложечке след от своего клюва. Сейчас этот раритет выставлен в одной из витрин музея.
Попугай очень любил петь песенки. Одну из них Ника подобрал на рояле и аккомпанировал своему любимцу. Так что, если вы захотите услышать, как пел попугай в XIX веке, – сходите на оперу «Золотой петушок», потому что именно там композитор использовал эту мелодию.