Лариса Миллер: «Где можно увидеть автографы композитора»
У нас хранится значительное число подлинных документов Николая Римского-Корсакова с 1862 по 1908 год. Его интенсивная и разнообразная деятельность как композитора, педагога, редактора, дирижера отразилась в различных документах: нотных и литературных рукописях, письмах, пометах в рукописях других композиторов, дарственных надписях на нотах и фотографиях.
Интерес представляет рукопись партитуры Первой симфонии первой редакции, сочинявшейся под руководством Милия Балакирева. Позже Римский-Корсаков эту редакцию подверг резкой критике, что отразилось в некоторых его комментариях, оставленных на страницах партитуры.
Среди литературных рукописей композитора из собрания Консерватории – варианты либретто «Майской ночи» и «Псковитянки», а также рукопись раннего незавершенного учебника инструментовки 1870-х годов.
Различные надписи Римского-Корсакова содержатся в экзаменационных работах учеников Консерватории, в том числе в учебных тетрадях по гармонии и контрапункту Глазунова. Дирижерские пометы сохранились в рукописных партитурах опер Глинки «Жизнь за царя» и Берлиоза «Троянцы». Участие композитора в делах Попечительного совета по поощрению русских композиторов и музыкантов отражено в документах этой организации.
В отделе рукописей хранятся и другие документы: письма к Римскому-Корсакову разных лиц, в том числе Мусоргского, Беляева, Скрябиной, Танеева, Гречанинова; свидетельство о приеме Римского-Корсакова во французское общество композиторов и музыкальных издателей; материалы его жены Надежды Римской-Корсаковой, в частности, ее переписка по поводу посмертного издания «Летописи» композитора, а также его фотографии, выполненные как профессиональными фотографами, так и любителями.
Рукописные материалы Николая Римского-Корсакова, хранящиеся в Консерватории, неизменно привлекают внимание исследователей со всего мира.