Геннадий Севостьянов: мотоспорт нужно популяризировать в Петербурге
Совсем немного людей знают, что в нашем городе находится уникальная гоночная трасса – «Мототрек» ДОСААФ Петербурга. Об особенностях мотоспорта, тренировках и крупных соревнованиях «Петербургскому дневнику» рассказал директор «Мототрека», руководитель и старший тренер команды ДОСААФ, мастер спорта международного класса по мотоциклетному спорту, многократный чемпион России, призер чемпионатов Европы, участник чемпионата мира Геннадий Севостьянов.
– Расскажите подробнее о трассе?
– Во-первых, наша трасса лицензирована Федерацией мотоциклетного спорта России. Для зрителей и учеников большой ее плюс, безусловно, в том, что она очень удачно расположена – это практически центр города.
Кроме того, она оснащена системой стационарного орошения для устранения пыли. Это очень важный технический пункт, потому что пыль приводит к трагическим случаям – видимость низкая, спортсмен падает с мотоцикла, и это может, к сожалению, привести к гибели.
Система орошения представляет собой несколько источников полива, к которым подведена вода из специальной емкости объемом 50 тонн. Вода нейтрализует пыль, в итоге у спортсменов идеальный обзор. Таких трасс в России всего пять.
– Как обстоит ситуация с крупными спортивными соревнованиями на трассе?
– Сейчас мы только набираем обороты, так как в работе объекта был долгий перерыв из-за реорганизации. Тем не менее в 2021 году здесь провели пятый этап чемпионата России по суперкроссу. От обычного мотокросса он отличается большим количеством прыжков. Это было очень значимое спортивное событие для города.
Кроме того, 23 февраля провели автогонки на выживание – очень зрелищное мероприятие. В них участвуют автомобили разных классов, оснащенные специальным каркасом и большими спортивными шипами. От обычных гонок их отличает то, что на поворотах допустим контакт. Прямое столкновение запрещено, но толкаться можно.
А осенью, 15 сентября, снова проводим чемпионат России. Планируем очень серьезное мероприятие – будет мотофристайл, зона фуд-корта, диджеев, детская площадка. Пригласим самых сильных спортсменов.
– Как организовано обучение мотоциклетному спорту?
– Занятия проводятся на коммерческой основе. Мы выдаем полную экипировку, мотоцикл, предоставляем опытного инструктора. Занятия длятся час, возрастной диапазон для обучения – с 3 лет и без верхних ограничений.
Часто родители занимаются вместе с детьми. Если ребенок увлекается, ему покупают мотоцикл, и он идет уже в спорт. Сейчас учеников немного, так как не сезон. К лету ожидается больше.
– С какими проблемами сталкивается мотоспорт в России?
– В целом сейчас, безусловно, заметен подъем. Дисциплина развивается, приходят спонсоры, в том числе очень крупные. Чемпионат России проходит в множестве городов.
А проблемы, как всегда, финансовые. В России мотоспорт держится либо на спонсорах, либо на участии родителей, если речь идет о детях и молодежи. Но родительский энтузиазм не бесконечен. Тем более если у ребенка обнаруживается потенциал и он начинает быстро расти. Вместе с этим растут и расходы, так как при более интенсивных тренировках экипировка изнашивается быстрее. В итоге деньги заканчиваются – заканчивается и спортсмен.
Что же касается спонсорства, люди в России готовы вкладывать в спорт, но почти все хотят быстрых дивидендов. А это, к сожалению, обеспечить почти невозможно. У нас пытались ввести налоговые льготы для инвестирующих в спорт. В Европе отлично сработало, но у нас, к сожалению, не прижилось.
– Какие планы на развитие мототрека?
– В идеале я хочу сделать здесь многофункциональный спортивный центр. Не ограничиваться мотокроссом, а проводить автогонки, забеги, развивать лыжный спорт. Объект очень перспективный, необходимо это использовать. Медленно, но к этой цели мы идем, над этим работает вся команда ДОСААФ. Улучшаем условия, наводим порядок, развиваем объект.
Кроме того, с помощью имеющихся возможностей очень хочется максимально популяризировать мотоспорт. Многие относятся к мотоциклу несерьезно, думают, нажал газ и поехал. На самом деле мотоспорт требует очень серьезных как физических, так и ментальных усилий. Во время гонки работают все группы мышц, плюс необходимо очень быстро соображать, принимать мгновенные как тактические, так и стратегические решения. Также гонки проходят и в мороз, и в жару – нужна огромная выносливость. Было бы здорово, если люди узнают об этом больше.
– Что посоветуете желающим заняться мотоспортом, приобщить к нему детей?
– Самое главное, конечно, всегда помнить о технике безопасности. С пониманием ее важности, как мне кажется, сейчас серьезные проблемы. Родители покупают детям мотоциклы, дают шлем и отпускают кататься.
Этого делать категорически не стоит. Нужно сначала научить ездить, дать понимание, что мотоцикл – средство передвижения повышенной опасности. К сожалению, такого верного отношения к питбайкам – маленьким мотоциклам сейчас нечасто встретишь. Чтобы это увлечение не закончилось слезами родителей, им нужно включать голову.