Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

«С нашими двигателями летают все вертолеты России»: сварщик Александр Васильев – о профессии и перспективах

Петербуржец стал победителем премии «Город в лицах», организованной «Петербургским дневником» при поддержке Комитета по печати и взаимодействию со СМИ
Фото: Дмитрий Сермяжко / «Петербургский дневник»

Работа сварщика – одна из самых ответственных и востребованных среди рабочих профессий. Эти специалисты напрямую связаны со строительством и ремонтом, машино- и кораблестроением, авиадвигателестроением, так как сварка является основой конструкций. Лучшим в своей номинации петербуржцы признали Александра Васильева. Мужчина работает сварщиком на двигателестроительном предприятии «ОДК-Климов» с 2017 года. В числе его основных задач – дуговая сварка и изготовление различных сложных деталей авиационных двигателей, которые применяются для вертолетов семейства Ми и Ка. Мастер успешно передает опыт новым сотрудникам, принимает участие в совершенствовании технологических процессов и сокращении трудоемкости работ. В интервью «Петербургскому дневнику» Александр Сергеевич рассказал, какие знания понадобятся, чтобы стать отличным сварщиком и почему к освоению профессии молодежь нужно готовить со школьной скамьи.

Сварщик – это постоянное совершенствование

– Расскажите о вашем образовании и как вы пришли в профессию?

– Мое детство прошло в небольшом поселке Дедовичи Псковской области. Мать всю жизнь работала продавцом в магазине, а отец вальщиком на лесозаготовках. По совету родственников, решил поступить в профессиональное училище и освоить рабочую профессию. Немаловажную роль в становлении сыграл мой наставник и мастер по производству Анатолий Мешалов. Позже мы вместе с ним работали на одном предприятии в Петербурге. Я ни разу не пожалел о своем выборе. В профессии сварщика важно постоянное развитие – меняется оборудование, материалы, технологии. Даже с высшим разрядом невозможно все знать, и требуется постоянно совершенствовать навыки.

– В чем заключается ваша работа и что вызывает наибольшее удовлетворение?

– В нашем цехе на ОДК-Климов мы участвуем в производстве деталей и узлов вертолетных двигателей ВК-2500 для Ми и Ка. Практически все вертолеты страны летают с нашими двигателями. Работа очень ответственная, поэтому каждый человек должен быть на своем месте и максимально качественно выполнять свои задачи. Иногда нужно дополнительно изучить чертежи, которые создают конструкторы «ОДК-Климов». Чертежи бывают довольно сложные. Ну и конечно, нужно обладать определенными личностными характеристиками.

– Какими технологиями вы владеете и что вызывает желание совершенствоваться?

– В моей работе в основном присутствуют ручная дуговая сварка, полуавтоматическая и автоматическая, а также аргонодуговая и электронно-лучевая виды сварки. Они используются при производстве авиационных двигателей.

В будущем мне бы хотелось попробовать овладеть подводной сваркой. Ее используют при строительстве мостов, трубопроводов, работах на судах. Кроме того, существуют такие материалы, которые в серьезной защитной среде варятся, например, титан. Сварка производится в обитаемой камере и специальном костюме, похожем на скафандр. Это направление тоже хотелось бы освоить.

Все начинается со школы

– Профессия сварщика входит в число наиболее перспективных и востребованных на рынке труда, но в стране по-прежнему ощущается нехватка специалистов. Как переломить ситуацию и удается ли передавать опыт молодежи?

– Найти хорошего сварщика сейчас непросто. Это физически сложная работа. Взять для примера верфи, где сварщик работает в трюме метр на метр, – не каждому под силу такое выдержать. Но начинать готовить молодежь к освоению рабочих профессий нужно со школы.

В училище, в котором я учился, помимо теории была и практика. Нам выделяли день для производственного обучения, и мы на сварочных аппаратах учились делать первые швы. Интерес к профессии должен возникать уже с момента обучения. Сейчас у студентов практика тоже есть. На предприятие для освоения теории и практических навыков приходят студенты техникумов. Мне удается иногда пообщаться с молодежью. Вижу, как у некоторых горят глаза. Надо давать возможность таким ребятам чаще бывать на производстве.

– Искусственный интеллект в ближайшее время может заменить многие профессии. А что произойдет со сварщиками?

– В машиностроении многие производственные операции сейчас выполняют роботы, в том числе окраску, резку и сварочные работы. Однако использование машин не может в полной мере заменить ручной труд. Например, сварщики могут найти нестандартное решение в сложной ситуации – там, где робот сделать это не в состоянии. К тому же наша работа настолько многогранная, что под каждый нюанс сложно и дорого программировать машину.

Не обойтись ни в одной сфере

 Насколько, по вашему мнению, востребованы сварщики сейчас?

– Сварщики требуются практически на любом предприятии. Хорошие специалисты нужны в коммунальной сфере, на стройке, в автомобилестроении, прокладке водопроводных и газопроводных сетей. Даже на предприятиях химической и пищевой промышленности понадобятся сварщики для ремонта различных установок и обслуживания коммуникаций. Требуются они и для одной из самых высокотехнологичных отраслей – двигателестроения.

– Что нужно, чтобы стать профессионалом?

– Настоящие специалисты сейчас на вес золота. Для того чтобы освоить основные технические нюансы, нужно учиться несколько лет. И продолжать совершенствовать навыки в зависимости от сложности работ. Понадобятся знания и по физике, и по химии, и по черчению. От сварщика также требуется умение читать чертежи разного уровня сложности.

 За что вы любите свою профессию?

– Сварщик – интересная профессия, всегда можно что-то узнать новое, не стоять на месте в развитии, изучать разные виды сварки. Ну и приятно, конечно, смотреть на результат своего труда: когда вижу в небе вертолеты, понимаю, что там есть частица и моего труда.