Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Предприятия общественного распития: как депутаты готовят закон о «наливайках»

Федеральный закон вступит в силу в апреле
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

С 1 апреля во всех регионах России ограничивается время продажи алкоголя в питейных заведениях, расположенных в многоквартирных домах. Бороться с так называемыми «наливайками» будут одновременно во всей стране, но в каждом регионе депутаты должны самостоятельно разработать свод правил для баров, ресторанов, рюмочных и кафе: режим работы, минимальную площадь, удаленность от социальных объектов. Петербург – туристическая столица, поэтому в нашем городе к закону отнесутся со всем вниманием.

Неприятное соседство

Будущее нового закона на этой неделе обсуждали на специальном заседании в Законодательном собрании Санкт-Петербурга: туда пригласили не только представителей алкогольного бизнеса, но и жителей домов, в которых, на их несчастье, обосновались «наливайки». Напомним, что с 2011 года в России запрещено продавать по ночам алкоголь в магазинах: в большинстве регионов с 23 часов до 8 утра, а в нашем городе – с 22 до 11. Но на предприятиях общественного питания – можно, и довольно скоро в Петербурге магазины стали маскироваться под бары. Понятно, что в каждом уважающем себя баре должен быть туалет – но этой мелочью пренебрегают. В результате в некоторых кварталах ситуация стала еще более плачевной: ночные шумы, неприятные запахи и прочие элементы неблагополучного соседства.

Депутат Заксобрания Денис Четырбок напомнил, что из хрущевок, где самая плохая звукоизоляция, «наливайки» изгнали, определив им минимальную разрешенную площадь в 50 квадратных метров. Но в остальных домах она соответствует федеральному стандарту в 20 «квадратов». Сами депутаты против 20-метровости ничего не имеют: это оптимальный формат для стильного авторского бара. Но основные посетители рюмочных – это люди, которым нужны не стиль, а дешевизна и доступность. Как заявил заместитель председателя Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности Сергей Лукьянов, минувшая зима с ее морозами показала, как опасны могут быть такие заведения в первую очередь для самих же посетителей. Денег на такси у них нет, общественный транспорт ночью не ходит, а до дома из бара надо еще как-то добраться: в 30-градусный-то мороз!

«Я уверен, что 98 процентов населения поддержат идею усложнить работу «наливаек», – заявил он.

На совещании назвали несколько особо проблемных адресов, откуда регулярно поступают жалобы на шум. Есть дома, в которых уместились по три-четыре «наливайки». Кто-то из местных жителей выявил и коррупционную составляющую, где несколько баров, по информации горожан, принадлежат муниципальному депутату и по совместительству – руководителю местной управляющей компании. В Пушкине есть дом, где были выделены квартиры для участников ВОВ, – а теперь в том же здании обосновался магазин-«наливайка».

«Сами рассосутся»

Проблему номер один сформулировал заместитель председателя Комитета по промышленной политике, инновациям и торговле Санкт-Петербурга Андрей Кулагин. Он пояснил, что при любых законах в городе будут работать рестораны, в том числе и ночные. Если запретить рюмочные, они просто переименуют себя в рестораны и продолжат работу. У нас нет четких критериев, как должен выглядеть ресторан. Ему возразила начальник отдела потребительского рынка администрации Петроградского района Юлия Бодрова.

«Если есть кухня, места для рассадки посетителей и туалет – значит, это может называться заведением общепита», – сказала она.

Но и для нее нашлись контраргументы: в тех же авторских барах кухни зачастую нет, туда привозят готовую еду.

Вторая проблема – лицензирование предприятий общественного питания и торговли: сейчас магазин может оформить себе лицензию и на общепит, а надо, чтобы сделать это было не так просто.

Но самый простой выход предложили представители алкогольной отрасли. Предприниматель Максим Жуков напомнил, что в ресторане наценка на алкоголь составляет 300 процентов: водка продается вчетверо дороже, чем в магазине. Достаточно распространить это правило на все «наливайки» – и некоторые посетители сами будут обходить их за километр.

«Питер – барная столица, а общепит – самая быстро восстанавливающаяся отрасль бизнеса. Отсюда деньги в бюджет: на дороги и поликлиники. Боритесь с псевдообщепитом, но не трогайте настоящий», – попросил он.

Ему вторил основатель Союза независимых рестораторов Александр Романенко.

«Мы сами делали мониторинг цен в таких заведениях, – сообщил он. – Самый популярный напиток – это водка: 25 рублей за 50 миллилитров. И пиво – 50 рублей за пол-литра. Надо бороться с такими ценами, лишать за них лицензии, и тогда «наливайки» сами рассосутся».

Поэтапный переход

Идею внедрять разные правила для районов – центральных и спальных – все участники заседания единодушно забраковали. Такое правило противоречило бы десятку имеющихся законов. А вот поэтапный переход с медленным закручиванием гаек, наоборот, одобрили. Сотрудники «наливаек» – тоже люди, и они останутся без работы, если «наливайки» закрыть. Да и само это явление нуждается в мониторинге: так ли оно социально опасно. Значит, надо собрать и обработать статистику. И наконец, требуется изучить опыт других регионов, где более жесткие антиалкогольные законы: помогли они или нет.

Председатель общественного движения «Трезвый Петербург» Никита Рубцов привел в пример Якутию, где антиалкогольные законы жестче, чем в большинстве регионов. Например, алкоголь в продуктовых магазинах не продается вообще: максимум – в закутках с отдельным входом и кассой. Но стоило сделать небольшое послабление – и сразу пошла вверх кривая убийств и изнасилований.

Статистика

По данным ГУ МВД по Петербургу и Ленобласти, в 2023 году за распитие спиртного вне установленных мест было привлечено 61 473 человека (в 2022 году – 55 тысяч человек); за появление в общественном месте в состоянии опьянения – 24 тысячи человек (на 3 тысячи больше, чем в 2022 году).

Закрыть