Выставка в Театре имени Комиссаржевской расскажет о ленинградской линии жизни Михаила Жванецкого
Строго говоря, эту выставку, которая открылась в фойе театра имени В. Ф. Комиссаржевской, петербуржцы уже могли видеть ровно год назад. Но впечатление от нее было столь сильным, а просьбы тех, кому не удалось ее увидеть, столь многочисленны, что экспозицию решили повторить, добавив к названию лишь цифру два.
Линия театра
Прошедшее с тех пор время внесло коррективы в саму концепцию. Если прежде акцент был сделан на двух выдающихся личностях – артисте, писателе, сценаристе Михаиле Жванецком и художнике, режиссере и основателе Тбилисского театра марионеток Резо Габриадзе, то сейчас можно говорить еще об одном полноправном участнике – художественном руководителе Театра имени Комиссаржевской Викторе Новикове, который в конце января ушел из жизни. Именно этот человек вновь открыл на театральных подмостках Петербурга своего друга и великого современника.
По его инициативе был поставлен спектакль по единственной пьесе Михаила Жванецкого «В осколках собственного счастья…», жанр которого обозначен очень точно: «задушевный вечер». И только Виктору Новикову, с которым Жванецкий дружил еще с далеких 60-х годов, он мог доверить свое детище. В том числе и один из маленьких шедевров, перерастающих в философскую притчу: «Я никогда не буду высоким. И красивым. И стройным. Меня никогда не полюбит Мишель Мерсье. И в молодые годы я не буду жить в Париже. Я не буду говорить через переводчика, сидеть за штурвалом и дышать кислородом. К моему мнению не будет прислушиваться больше одного человека. Да и эта одна начинает иметь свое… Шоколад в постель могу себе подать. Но придется встать, одеться, приготовить. А потом раздеться, лечь и выпить. Не каждый на это пойдет…»
Сам писатель-сатирик очень переживал по поводу постановки. Но когда он приехал из Москвы на премьеру спектакля, поставленного Григорием Дитятковским, и увидел реакцию зала, то был просто счастлив.
Ленинградская линия
В театре считают, что еще один повод для выставки – вспомнить о ленинградской линии в жизни Жванецкого. В начале своей писательской и артистической карьеры он много писал для Райкина, Карцева и Ильченко, все они служили в Ленинградском театре эстрады и миниатюр (теперь это Театр эстрады имени Аркадия Райкина). Но сам писатель оставался в тени этих знаменитых артистов.
В то время он жил на улице Стойкости, 19, в квартире 87, о которой вспоминал: «…в мою однокомнатную квартиру приходили Миша Барышников, Саша Володин, Саша Демьяненко, Сережа Юрский. Она находилась очень далеко от центра. Я даже когда-то писал, что там был слышен уже лай московских собак. Те, кто туда приезжал, выехать не могли… Поэтому возникали самые разнообразные связи…»
Выставка напомнит отдельные высказывания Жванецкого, многие из которых давно уже стали крылатыми. «Мудрость плюс молодость – гений. Мудрость минус молодость – одиночество». Или такая фраза, которая могла бы стать своего рода эпиграфом к спектаклю, да и, пожалуй, к самой жизни: «Ничто так не ранит человека, как осколки собственного счастья».
Или вот: «Никогда не женись на женщине, с которой можно жить. Женись на той, без которой жить нельзя».
Линия дружбы
Кстати, именно жена Жванецкого Наталья, сын Дмитрий и Культурный фонд Михаила Жванецкого стали в том числе создателями выставки и предоставили для нее ряд раритетов. В их числе рисунки Резо Габриадзе к книгам писателя, фрагменты рукописей этих изданий, редкие фотографии.
«Эта выставка – повод вспомнить прежде всего линию дружбы. С одной стороны – писатель-сатирик, юморист, сценарист, телеведущий, актер, а еще и инженер-механик. С другой – сценарист, драматург, режиссер, художник, скульптор, основатель Тбилисского театра марионеток, а по образованию журналист. Габриадзе – автор более 35 фильмов (он написал сценарии к самым любимым советским комедиям «Мимино», «Не горюй!», «Кин-дза-дза!») – свои рукописи всегда дополнял рисунками и эскизами...
Можно наслаждаться по отдельности пером Жванецкого или Габриадзе, но вместе они – просто уникальны», – отмечает театровед Светлана Володина.
До последних дней Михаил Жванецкий оставался на связи с Театром имени Комиссаржевской и своим другом Виктором Новиковым. За несколько дней до смерти Михаил Михайлович настоятельно просил отправить в театр экземпляры своей последней книги «Одесский пароход». И случилось так, что посылка пришла в театр… в день его смерти. На одном из экземпляров был автограф художественному руководителю театра Виктору Абрамовичу Новикову, дружившему с Михаилом Михайловичем: «Витеньке от Мишеньки».