«Призвание – это 90 процентов успеха и готовности работать»: как работает скорая помощь в Петербурге
Микрорайон «Балтийской жемчужины» и прилегающих территорий от Финского залива до границы с Петродворцовым районом – зона ответственности подстанции скорой помощи № 20.
ЛЕТЕТЬ, СПАСАТЬ
Заведующий подстанцией Константин Николаев с 2011 года работает на скорой помощи. После окончания ординатуры он пришел врачом в линейную бригаду на подстанцию № 9 – одну из старейших в Петербурге, обслуживающую центр города.
«У меня в семье все врачи, с детства разговоры только про медицину. Правда, родители не хотели, чтобы я стал врачом, но меня все же затянуло. Почему именно скорая помощь? Когда был студентом, подрабатывал в оперативном отделе на приеме вызовов. Принимаешь вызов, оцениваешь ситуацию, направляешь бригаду, вроде бы лично не участвуешь в решении конкретной ситуации, а все равно состояние драйва, легкой тревоги не покидает. Представляешь, как коллеги летят на машине с сиренами, как спасают чью-то жизнь», – рассказывает Константин Николаев.
На 20-й подстанции – врачебная и фельдшерские бригады.
«Фельдшеры у нас классные, но врачи на скорой все равно необходимы. Врачебные бригады выезжают на более сложные тактически и диагностически случаи. Кто решает, какую бригаду направить? Оперативный отдел центральной станции, у них интерактивная карта с GPS-датчиками, они видят, какая бригада свободна, и ориентируются, кого и куда направить в зависимости от сложности вызова. Конечно, если есть необходимость, все друг другу помогают», – уточняет заведующий подстанцией.
Слышно, как по рации диспетчер вызывает дежурную бригаду. На вызов поедут врач Денис Цветков и фельдшер Янис Родригес Родригес – именно так, двойная фамилия. Молодой человек родился на Кубе, а вот призвание свое нашел в северном Санкт-Петербурге. Они работают в одной бригаде уже 8 лет, Янис считает Дениса своим учителем и наставником. Денис Цветков на скорой помощи трудится уже 14 лет, раньше работал на подстанции № 7 в Московском районе города.
«Сначала не собирался именно на скорую помощь, но, попав сюда, понял, что это – мое. Так что 14 лет я не просто так на этой службе», – улыбается доктор.
Недавно они выезжали на экстренный вызов в фитнес-клуб. У мужчины – клиническая смерть, остановка сердца.
«Мужчине лет 50, перезанимался спортом, видимо. Провели реанимационные мероприятия, «запустили» сердце, доставили в больницу. А через несколько недель встретили его на улице, живого и здорового!» – рассказывают Денис и Янис.
Как иногда шутят медики, фельдшер работает руками и головой, а врач скорой только головой. Но это, конечно, шутка. Если в бригаде взаимопонимание, то и доктор, и фельдшер всегда друг другу помогут и прикроют. Фельдшер в отличие от медицинской сестры имеет право принимать решение самостоятельно.
В ЧЕСТЬ ФЕЛЬДШЕРА
Старший фельдшер 20-й подстанции Юлия Надыршина на скорой помощи больше 10 лет. Окончила медицинский колледж, пришла на подстанцию № 23, работала выездным фельдшером. Там же встретила свою любовь – врача скорой помощи. Поженились, их сыну сейчас 5 лет. Затем Юлии предложили стать старшим фельдшером – это значит работать с кадрами, расставлять персонал в бригадах, контролировать работу диспетчеров, следить за наличием лекарственных препаратов, заниматься организационными вопросами, обучением сотрудников. Но Юлия Надыршина говорит, что самое главное – создавать свой особый благоприятный климат на подстанции, чтобы все сотрудники чувствовали себя, как в семье.
«Коллектив у нас здесь молодой, ребята приходят сразу со студенческой скамьи. Если параллельно с учебой молодой человек работал на скорой, то ему легче встроиться, конечно. Но если нет – обучим, поможем, подскажем», – говорит Юлия.
Вспоминает, что ей тоже сначала было непросто работать фельдшером в линейной бригаде, и ее так же поддерживали более опытные товарищи.
«Призвание – 90 процентов успеха и готовности работать на скорой помощи. К сожалению, некоторые сдаются уже непосредственно на практике. Сначала рвутся, глаза горят, но, когда видят, что скорая помощь – это не только мчаться с сиреной по ночному городу, но и «пустые» вызовы, и хамоватые пациенты, желание, бывает, пропадает. Но случается и наоборот – именно скорая помощь раскрывает человека», – рассуждает старший фельдшер.
Готовность принимать решение, не перекладывать ни на кого ответственность, желание учиться и уметь работать в команде она называет ключевыми чертами фельдшера.
Эти качества когда-то помогли и ей самой, когда она на вызове столкнулась с непростым случаем – у женщины прямо дома начались роды, причем беременность была многоплодной.
«Коммунальная квартира, женщина рожает. Мы приехали и поняли, что уже не успеем довезти до роддома. Пришлось принимать роды дома, акушерская укладка (набор инструментов) у нас всегда с собой. А мне самой чуть больше 20 лет. Родились мальчик и девочка, все прошло благополучно. Мальчика назвали Петром в честь Петра Первого, а девочку – Юлией. Как сказал новоявленный папа, в честь фельдшера, принявшего роды», – улыбается Юлия.
УВАЖАЙТЕ СКОРУЮ ПОМОЩЬ
Юго-запад Петербурга – огромная территория, активно растущие новые районы. До 2022 года все вызовы по скорой помощи выполняли бригады подстанции № 14. Сейчас работы хватает для обеих подстанций.
«Новая подстанция № 20 снизила нагрузку, доезды стали быстрее. Теперь мы можем доехать на вызов за 5-10 минут, если нет пробки. Бывают вызовы и в Горелово, Сергиево, в Володарку», – рассказывают медики.
«На экстренные вызовы стараемся доехать за 20 минут. В районе много новостроек, проживает много молодых семей, поэтому значительная часть вызовов – это осложнения беременности, роды, вызовы к детям. Стало много инсультов, причем не только у пожилых. Летом традиционно это вызовы на травмы. Все побережье Финского залива превращается в одно большое место для пикника с соответствующими, к сожалению, осложнениями, в том числе и «пьяными», – сетуют врачи.
Есть и своя специфика по контингенту пациентов. Если в старых районах Петербурга большинство горожан в основном уважительно относятся к труду сотрудников скорой помощи, то молодежь, проживающая в новостройках, может вызывать бригаду и на порезанный палец, и даже просто попросить измерить давление или дать больничный.
«Скорая помощь не дает больничный лист, скорая помощь – это не служба доставки и не такси до ближайшей поликлиники. Мы просим петербуржцев уважать нашу работу. Просто подумайте, прежде чем позвонить по телефону 03 или 103. Может быть, вы сами сможете дойти до врача? Может быть, кто-то сейчас на грани жизни и смерти и скорая ему нужнее, чем вам?» – просят медики.