Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

«Портрет эпохи»: в Петербурге откроется выставка одежды, обуви и украшений прошлого

Все это носили модницы ХIХ и начала ХХ века
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

6 марта, в 18:00, в «Палате ремесел» на набережной Адмиралтейского канала, 23, специально к 8 Марта откроется самая женская из всех исторических выставок «Портрет эпохи» (0+). Там все желающие абсолютно бесплатно смогут увидеть, какие туфли, платья, сумочки и украшения носили модницы ХIХ и начала ХХ века, а также узнать, что такое полифон и парасоль, как хранились духи и многое другое. В экспозиции около 400 экспонатов, причем все они подлинные.

Есть на что посмотреть

Выставка «Портрет эпохи» занимает всего два помещения, однако там просто глаза разбегаются от обилия очень красивых раритетных артефактов. Первое, что видят гости выставки, – прекрасные платья, часть из которых даже сегодня можно носить.

«Часть экспонатов, включая одежду и обувь, принадлежали оперной певице Антонине Неждановой, которая была примой Большого театра и неоднократно блистала на сцене Мариинского. Антонина Васильевна была заядлым коллекционером и тщательно хранила свои костюмы и многое другое. Кстати, она моя дальняя родственница, поэтому сегодня все эти исторические вещи и принадлежат мне. Вся выставка – это моя личная коллекция», – признался организатор и куратор выставки Иван Ананьев.

В доказательство того, что вещи из экспозиции действительно принадлежали Антонине Неждановой, организаторы выставки предоставили ее прижизненный портрет: черное платье, нить жемчуга и накидка из горностая есть и на картине, и на манекене рядом с ней.

Неравнодушным к модной индустрии стоит обратить внимание на прекрасно сохранившееся с конца ХIХ века черное платье, созданное модельером Надеждой Ламановой.

«По сути, она была первым кутюрье Российской империи. До революции Надежда Петровна обшивала всю царскую семью, а в советское – новую элиту. Однако главное – она создавала и продвигала нашу отечественную моду», – рассказал Иван Ананьев.

Женские радости

В экспозиции очень много прекрасно сохранившейся обуви, большую часть которой выпустила фабрика «Скороход», однако есть и более «штучные» пары.

«У нас есть уникальные бальные туфли, сделанные в мастерской Смирнова в конце ХIХ века. Когда-то они принадлежали женщине дворянского происхождения, она хранила их много лет и продала лишь в Саратове, куда попала после эвакуации из заблокированного Ленинграда. Туфли из жалости выкупила молодая девушка – той женщине явно было не на что жить. Через несколько десятков лет я познакомился с дочерью той девушки, которая приехала в Петербург. Она и передала мне эти туфли», – рассказал Иван Ананьев.

В коллекции есть и более старые экспонаты, например дамская пряжка, парфюмерный флакон из лунного камня, веера со страусиными перьями – все было сделано в начале позапрошлого века.

«Также у нас есть парфюмерная шкатулка тоже начала ХIХ века. В то время духи были очень дорогими, поэтому и хранили их тщательно: флакончики прятали в специальные парфюмерные шкатулки с замком, чтобы прислуга не могла воспользоваться ими», – рассказал Иван Ананьев.
Вееров в экспозиции вообще очень много.

«Когда-то мы с ведущим специалистом Российского этнографического музея  Еленой Янковской, которая занималась реставрацией вееров, планировали открыть выставку, посвященную истории веера. Однако вскоре поняли, что просто не можем ограничиться одними веерами, ведь можем показать гораздо больше интересного. В 2018 году Елены Петровны не стало, и выставкой «Портрет эпохи» мы хотим почтить ее память», – сообщил Иван Ананьев.

6 марта, в 18:00, состоится торжественное открытие выставки. Иван Ананьев проведет экскурсию, а после гостей ждет 20-минутный музыкальный концерт. С 7 марта и до 30 мая включительно экспозиция будет открыта каждый день с 12:00 до 18:30.

Закрыть