«Мы хотим делом показать, что Арктика – наша»: в Кронштадте открылся Молодежный арктический форум
Сегодня, 5 марта, в Музее военно-морской славы России на территории кластера «Остров фортов» в Кронштадте открылся Второй всероссийский молодежный форум «Арктика: новое поколение». «Петербургский дневник» побывал на мероприятии и поговорил с его участниками.
Участниками форума стали более 400 студентов из вузов Петербурга, Москвы, Ленинградской, Смоленской и Свердловской областей. А также представители арктических регионов РФ – Архангельской и Мурманской областей, Республики Саха (Якутия) и Ямало-Ненецкого автономного округа.
В ходе торжественного открытия к участникам обратились глава проектного офиса по созданию кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу и ректор Петербургского госуниверситета телекоммуникаций им. Бонч-Бруевича Руслан Киричек.
Пленарное заседание форума началось в полдень, и его участники на протяжении полутора часов обсуждали самые разные темы. Среди них – освоение и обустройство новых торговых путей в Арктике, создание в регионе новых полярных баз и поселков, а также обеспечение их безопасности в условиях, когда свои притязания на Арктику предъявляет целый ряд стран НАТО. Также в рамках форума пройдут тематические секции – они будут посвящены международному сотрудничеству, культурному и социально-экономическому развитию Арктики, а также инновационным технологиям, развитию инфраструктуры Арктической зоны РФ и изменению климатических условий в северных регионах.
Как сообщила глава проектного офиса туристско-рекреационного кластера «Остров фортов» Ксения Шойгу, сегодня руководство России придает огромное значение развитию Арктического региона. «Сегодня на нашем форуме несколько сотен участников, и мы, честно говоря, даже не ожидали подобной посещаемости. Наш проект очень многое связывает с Арктикой: прежде всего это море и водные пути. Поэтому мы не можем оставить без внимания такой регион, как Арктика, за которой будущее. Также от нее напрямую зависит экономическая устойчивость нашей страны, а также быстрое и сбалансированное развитие науки и образования», – сообщила Шойгу.
«Петербургский дневник» побеседовал с несколькими студентами ведущих вузов Петербурга.
«Сегодня наша цель – объединить молодежь, заинтересованную в развитии арктических проектов, изучающую передовые транспортные технологии, принципы связи на базе университетов и т.д. Все это нужно, чтобы собрать единое молодежное движение по всей России. Сейчас такое движение уже зародилось, это наш проект «Ледокол», но оно пока немногочисленное. Наша задача – заинтересовать Арктикой как можно больше молодых россиян, привлечь их к работе над путями освоения этого региона. Нас поддерживают и правительство РФ, и авторитетные российские организации. Мы хотим занять свою нишу и на международной арене, чтобы делом показать недружественным странам, что Арктика – наша», – сообщила «Петербургскому дневнику» Анастасия Михеева, одна из соорганизаторов форума.
«Арктика – это безграничные просторы, и на этих просторах все-таки живут люди, и они будут жить там еще долгое время. Для того чтобы люди жили в комфорте и безопасности, им требуется медицинская помощь. Расстояния в Арктическом регионе очень большие, и время прибытия врачей к тем, кто нуждается в помощи, пока еще очень велико. Это может быть два-три часа, а может, и более суток. Поэтому мы принимаем участие в форуме, чтобы показать будущим освоителям Арктики самые необходимые приемы оказания помощи в случае, если человек находится без сознания или без дыхания. Для этого у нас есть специальный манекен Евгений, на котором мы и отрабатываем все необходимые навыки. Вообще, на нашем курсе Арктика привлекает очень многих, и лично я бы очень хотел туда попасть», – рассказал Даниил Стручков, студент 4-го курса СЗГМУ имени Мечникова.
Родион Манютин, студент Петербургского университета гражданской авиации, рассказал «Петербургскому дневнику» о новой модели экраноплана, который молодые авиаторы подготовили для работы в Арктике. «Наш экраноплан построен в Центре экспериментальной аэродинамики. Это беспилотный аппарат, созданный для того, чтобы применять его либо в Арктике, либо на российских реках и водоемах. Преимущество экранопланов над обычными судами в том, что они могут использоваться в любое время года, скользить как по воде, так и по льду и обладают довольно большой скоростью и грузоподъемностью. Мы долго искали оптимальную форму для наших экранопланов, и один из старых советских инженеров подсказал нам схему с обратным сужением крыла и шалашеобразным стабилизатором. Мы хотим привлечь внимание к нашей разработке, чтобы получить госфинансирование и начать их производство. Они могут быть длиной от 4 до 6 метров, использоваться для ледовой разведки, для доставки грузов на ледоколы и обычные суда, а также в целях спасения людей, потерявшихся во льдах и для охраны приграничных территорий», – сообщил молодой конструктор.
По словам организаторов, по итогам форума будет подписана резолюция, в основе которой – понимание особого стратегического значения Арктической зоны для России. А также ее роли для укрепления энергетического потенциала страны, расширения логистических возможностей, обеспечения нацбезопасности и обороны с учетом позиций стран НАТО в отношении Арктики.
Напомним, в конце 2023 года президент России Владимир Путин обсудил с Совбезом РФ развитие Арктики и Севморпути и дал ряд поручений, среди которых – популяризация освоения северного региона среди молодежи.