Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Ольга Хомова: «Музыка сочетается со всеми видами искусства»

Сегодня отмечает юбилей генеральный директор Государственной академической капеллы Санкт-Петербурга Ольга Хомова
Фото: предоставлено пресс-службой Государственной академической капеллы

Как ее судьба связана со зданием на Мойке, 20, и о том, какой должна быть современная культура, она рассказала «Петербургскому дневнику».

– Ольга Сергеевна, не ошибусь, если скажу, что Капелла для вас больше, чем место работы, и сама судьба привела вас в эти стены?

– Совершенно верно. Кстати, мои родители познакомились в Капелле на Реквиеме Моцарта, а в дальнейшем вместе посещали концерты. Звезды сложились таким образом, что перед окончанием Института театра, музыки и кинематографии меня направили на стажировку в Капеллу. После чего меня приняли на работу в качестве администратора, и трудовая книжка была открыта именно здесь.

Мне кажется, это очень важно и правильно, если молодые специалисты начинают деятельность с крупного государственного учреждения, особенно с такого, как Капелла, где мощная история, легендарные хор и оркестр и великий маэстро Владислав Александрович Чернушенко. Особое впечатление в тот период произвело возрождение духовной музыки на сцене концертного зала в исполнении Певческой капеллы. На «Сочинение 37» – только так тогда можно было называть «Всенощное бдение» Сергея Рахманинова – стояли огромные очереди.

– Капелла и сегодня продолжает эту линию, она стала пионером креативных пространств в городе.

– Когда я пришла в Капеллу, мы с Владиславом Александровичем написали концепцию развития, сделав акцент на том, что Капелла – это больше, чем просто концертный зал. Благодаря постоянной поддержке Комитета по культуре это стало возможным. Для развития учреждения были открыты Камерный зал, выставочные пространства, кинозал, Белый зал для экспериментальных творческих лабораторий, Центр креативной индустрии, виртуальный концертный зал и медиацентр. Благодаря богатой истории Капеллы и открывшимся возможностям мы регулярно проводим экскурсии по историческому зданию, отдельные прогулки по органу Капеллы, детективные игры, а также популярные квесты и квизы.

Признаюсь, мне очень помогла моя предыдущая работа в Смольном и Исаакиевском соборах, где мы соединяли музейно-выставочную деятельность с музыкой, и работа в Союзе композиторов, которым в то время руководил Андрей Петров. Про него обычно говорят как про великого композитора, но он был не менее великим менеджером и наставником.

На совещаниях, которые он проводил, царила очень демократичная и доброжелательная атмосфера. Помню, как он спрашивал меня, 21-летнюю: «Ольга Сергеевна, а как думаете вы?» Именно Андрей Павлович принял решение о создании молодежного музыкального клуба, который я, как заведующая культмассовым отделом, курировала. В него наряду с известными советскими композиторами приглашались и рок-музыканты – Виктор Цой, Сергей Курехин, Майк Науменко и другие. Тогда их музыка считалась авангардной. А сейчас прекрасно соединяется с симфонической, как это происходит на нашей сцене.

– Апогеем такой работы, наверное, можно считать спектакль «Евгений Онегин» в Театре Ленсовета?

– Да, эту работу оценили очень высоко. Это удивительный спектакль, в котором два академических учреждения объединились и создали премьерный музыкально-поэтический спектакль «Евгений Онегин. Страницы романа» (16+), соединив не только театральную сцену и большой симфонический оркестр под управлением народного артиста России Александра Чернушенко, но и великий роман Пушкина «Евгений Онегин» с легендарной музыкой Чайковского. Спектакль был удостоен премии правительства Санкт-Петербурга.

Мы уверены, что музыка сочетается абсолютно со всеми видами искусства, о чем говорят названия наших программ: «Музыка и слово», «Музыка и живопись», «Музыка и спорт» и другие. Например, сейчас все тяготеют к визуализации – зрителям хочется не только услышать, но и увидеть. И мы предлагаем им понаблюдать, как художник прямо на их глазах пишет картину, а в этот момент играет симфонический оркестр и поет хор.

В прошлом году, когда отмечался юбилей Сергея Рахманинова, мы пригласили гостей на «Музыку ароматов». В феврале у нас была живая сирень – любимые цветы композитора – и звучала его музыка.

Все это дает нам возможность расширить целевую аудиторию. Сейчас к нам активно подключаются регионы, и мы создаем совместные проекты вместе с ними.

– Это в вас заговорил, наверное, председатель правления Союза концертных организаций России.

– С огромным удовольствием мы вспоминаем проект с Новосибирском, Дни Ростовской области, Дни Республики Башкортостан, которые развернулись во дворах Капеллы и на Дворцовой площади, или Дни культуры Воронежской области. Регионы привозят свои творческие коллективы, делают межмузейные выставки, демонстрируют ремесла, и все это с учетом национальных особенностей. Такой синтез различных видов искусств помогает лучше раскрыть регион. А нам – привлечь новую, совсем другую публику.

Мы сами много ездим по регионам. Только в этом сезоне планируем выступить в Великом Новгороде, Пушкинских Горах, Самаре, Смоленске, Петрозаводске, Сочи, Новосибирске и Хабаровске. И это будут не только концерты, но и мастер-классы, конференции, обмен опытом. Это стало доброй традицией.

– Чем будете удивлять в этом сезоне?

– В год Пушкина мы посвятим нашему великому поэту несколько разноплановых проектов, они будут проходить в течение всего года. Безусловно, центральным событием как для нас, так и для Северной столицы станет ежегодный фестиваль «Невские хоровые ассамблеи», который маэстро Владислав Чернушенко посвятит великому поэту. Фестиваль запланирован на лето. Мы собираемся провести ряд выставок, в которых примут участие известные мастера петербургской художественной школы и студенты творческих вузов. Также мы представим различные концертные программы, посвященные этой значимой дате.

Впервые проведем квиз, посвященный Пушкину и Глинке. Он будет проходить не только в Капелле, но и за ее пределами. Помогут нам в его осуществлении студенты петербургских вузов.

В этом году мы открыли принципиально новый проект «Ратная история России». У нас уже многие годы идут программы патриотической направленности. В этом цикле, состоящем из пяти концертов, мы вместе со зрителями перелистаем страницы исторических побед нашей страны от эпохи Александра Невского до сегодняшнего дня.

Кроме того, в кинозале мы запустили специальный проект для школьников «Истории и символы России», где в доступной для детей форме рассказываем о гимне, флаге, гербе, истории России. На него с удовольствием откликнулись школы, и приходят сюда целыми классами.

– Концерты, фестивали – это основная деятельность Капеллы. Но многие недоумевают: зачем вам участие в Экономическом форуме и других подобных мероприятиях?

– Действительно, в течение нескольких лет мы стараемся представлять Капеллу на различных форумах. Возьмем, к примеру, форум «Российский промышленник». Многие могут спросить: при чем тут Капелла? А мы организовали стенд «Музыка моторов», и он стал одним из самых посещаемых на выставке. Организаторам форума «Экология большого города» очень понравилась концепция проекта «Арт-дворы Капеллы», поэтому одна из сессий, в которой мы принимали участие, была посвящена трансформации городского ландшафта через подобные арт-пространства. И таких примеров у нас много.

– Как вы считаете, каким должно быть музыкальное учреждение XXI века?

– Буквально на днях на Форуме труда, куда была приглашена и Капелла, мы с коллегами обсуждали в том числе современные технологии, звучала тема искусственного интеллекта, который будет сочинять музыку. И мы вспомнили, как один из героев известного советского фильма утверждал, что будет одно только сплошное телевидение. Не будет! Культура должна сохранять глубокие русские традиции. Для нас это прежде всего симфонический оркестр, хор и невероятной красоты здание, которое мы должны поддерживать и оберегать.

Учреждение XXI века – это то, которое сохраняет наше великое наследие, культурный код нашей страны.