Петербургские беспилотники воюют на передовой
Неудивительно, что развитию этого направления уделяется столько внимания на государственном уровне. Утверждён нацпроект «Беспилотные авиационные системы», в котором Северной столице отведена одна из ведущих ролей. Как неоднократно отмечал губернатор города Александр Беглов, Петербург станет опорной площадкой нацпроекта по беспилотникам. Большая роль в этом отведена питерским вузам.
Среди них Санкт-Петербургский морской технический университет –легендарная Корабелка. Здесь в Военном учебном центре активно работают по двум направлениям – проектируют и создают БПЛА и готовят операторов дронов, как обычных, так и ударных FPV.
Как рассказал начальник Военного учебного центра СПбГМТУ капитан 1 ранга Алексей Виловатых, до начала специальной военной операции главным направлением здесь были морские беспилотники – необитаемые подводные аппараты. С началом СВО стала активно развиваться «небесная» тематика.
«Мы много внимания уделяем помощи участникам СВО. Уже давно изготавливаем хвостовики для ВОГ (боеприпасы автоматического гранатомёта, переделанные для сброса на позиции врага с беспилотника – Прим. авт.), предохранители, сами системы сброса и все остальное», – рассказывает Алексей Виловатых, показывая горсть закупленных для работы деталей.
Кроме того, в центре Корабелки делают и сами дроны. На сегодняшний день в зону СВО их отправлено больше двадцати разного назначения. Причём все собственной разработки «под заказ».
«У нас хорошая обратная связь с одним из соединений ВДВ, которое выполняет задачи в зоне специальной военной операции, – поясняет начальник центра. – Там служат ребята грамотные, и у них большие возможности, они лучше нас понимают, что нужно сделать. В частности, могу проанализировать устройство и программное обеспечение сбитых вражеских БПЛА. Почерпнуть там что-то полезное. Если нужен маленький аппарат для разведки, нам говорят, сколько он должен держаться в воздухе. Нужен для сбросов – какая полезная нагрузка, скорость и какая система позиционирования. Дальше дело за нами».
Такой подход позволяет избежать сбоев в системе управления, применить новые технологии.
«Понятно, одни бы мы не потянули, – говорит Алексей Виловатых. – Помогает ресурс университета. Например, одна из кафедр работает над тем, чтобы БПЛА мог менять частоты, чтобы уходить из-под воздействия средств радиоэлектронной борьбы, чтобы на завершающем этапе у него включалось «техническое зрение», на которое РЭБ не действует».
Но десантники – не единственный источник для получения информации к размышлению. Сегодня в спецоперации участвуют несколько офицеров – выпускников центра. Полученная в учебном центре подготовка помогла им быстро освоить новую технику. Некоторые из них выполняют задачи на расстоянии порядка 20 километров от передовой. Тут тоже нужны беспилотники. Но специфические – под определённую задачу.
Например, чтобы БПЛА висел над объектом и контролировал обстановку, предупреждал о возможном проникновении диверсионно-разведывательных групп противника. В учебном центре предложили использовать беспилотники в комплексе с другим оборудованием, которое уже используется в зоне спецоперации для выявления ДРГ.
«Это уже получается робототехнический комплекс, – поясняет Алексей Виловатых. – Сегодня такое совместное использование систем, действующих в разных средах – небо, земля, вода и под водой, и это одно из самых перспективных направлений».
Примерно полтора года назад в учебном центре вуза начало развиваться ещё одно направление – подготовка пилотов для БПЛА.
«Один из наших преподавателей во время отпуска побывал в Донецке в центре Жоги (Республиканский центр беспилотных систем имени Владимира Жоги – Прим. авт.), где готовят операторов БПЛА, – рассказывает Алексей Виловатых. – Вернулся он очень воодушевлённый, и мы начали составлять программу по подготовке операторов беспилотных летательных аппаратов».
Как отмечает Алексей Виловатых, одному центру такую задачу не потянуть. Выручает ресурс университета. Здорово помог факультет цифровых промышленных технологий – создал программное обеспечение.
Одна программа ориентирована на БПЛА разведывательного типа с множеством заданий – поиск, взлёт – посадка, спираль, полёт по квадрату, поиск объекта. При этом можно задавать разную местность. Другая программа – для освоения пилотирования FPV-дронов разного типа.
«Главное, что всё своё, университетское», – отмечает начальник ВУЦ.
Курс факультативный. Но недостатка в желающих нет. Работать интересно как самим курсантам, так и преподавателям. Одна проблема, сетует Алексей Виловатых, негде получить нормальную практику – небо над Петербургом и Ленобластью закрыто для беспилотников.
Летать негде, хотя и есть на чём. В арсенале ВУЦ больше десятка беспилотников. От маленьких, для отработки взлёта и посадки, до более крупных для полноценной работы.
«Пока приходится ограничиваться спортзалом, но активно ищем выход из этой ситуации, – рассказывает Алексей Виловатых. – Ведём переговоры с разными структурами, включая Росавиацию. Им интересна наша программа. Если будут совместные работы, то будем у них отрабатывать практику для БПЛА. Хотя бы раз в несколько месяцев нужно выехать и дней семь отработать полностью. Вообще, без неба никак. Практика есть практика.
Проект по беспилотникам – не единственный в учебном центре Корабелки. В рамках студенческого научного общества разрабатывается дистанционно управляемый манипулятор, который может пригодится сапёрам, тележка для эвакуации раненых. В перспективе на уровне общеуниверситетских программ – необитаемые подводные аппараты и безэкипажные катера. Они, как показывает опыт, ещё одно перспективное направление. Причём по профилю.