«Петербургский дневник» побывал на борту ледокола «Невская застава»
Ледоколов в Петербурге много. Даже если не брать в расчет атомные гиганты, которые уходят бороздить Северный Ледовитый океан. В порту ледоколы прокладывают фарватер. Но для Невы они не годятся: не пройдут под сведенным мостом. А на «Невской заставе» для этой цели есть специальный механизм: ледокол «вжимает голову в плечи», то есть может на ходу уменьшить высоту рубки.
Поворотные рулевые колонки позволяют «Заставе» крутиться вокруг своей оси, разгоняя лед во все стороны. И если задача сводится к образованию майны – широкой, но не длинной полыньи, то этот ледокольный танец оказывается очень кстати.
А еще невский лед пресноводный и схватывается быстрее, чем соленый, а тает медленнее. Словом, у Петербурга много особенностей, которые потребовали появления на балансе города сначала одного, а потом и двух ледоколов.
В ОЖИДАНИИ ДУБЛЕРА
«Невская застава» числится за госучреждением «Пиларн», чья основная задача – ликвидировать последствия разлива нефти. Поэтому у судна тройная функция: зимой колоть лед, летом собирать нефть, а благодаря водяной завесе он может еще и помогать пожарным, например взять на буксир и увести из порта загоревшуюся лодку, прежде чем огонь перекинется на другие суда. «Застава» предлагала свои услуги пожарным, когда поблизости от места ее швартовки горела «Невская мануфактура», но спасатели обошлись вертолетом.
Ледокол работает в акватории с 2009 года. Его дублер – «Нарвская застава» придет на помощь в 2026-м. Его снабдят особыми лебедками, чтобы проще было выполнять буксирную функцию, а рубку сделают в носовой части. «Невскую заставу» построили на петербургском заводе «Алмаз», «Нарвскую» будут делать в Рыбинске.
ЗАЩИТИТЬ МОСТЫ
В зависимости от погоды ледокол может совершить за зиму три-четыре выхода, а может – пятьдесят. Нынешняя зима – как раз такая, насыщенная. Обыватель думает, что основная функция ледокола – оградить экстремалов от соблазна переходить Неву по льду, а не по мостам. А еще от хулиганов, которые могут по льду подобраться к «Авроре» или «Красину» и как-то им навредить. Это так, но еще важнее – защитить мосты.
«В октябре 2016 года случился очень ранний ледостав, и несколько судов буквально вмерзли в Неву, – вспоминает заместитель начальника аварийной службы учреждения «Пиларн» Александр Иванов. – Было очевидно, что этот лед скоро растает, так что можно было просто подождать. Но! Лед ломается хаотично, льдина вместе с застрявшим кораблем могла пойти по течению в совершенно непредсказуемом направлении, в том числе на опору моста. Может, та уцелела бы при таком столкновении, а может, и нет. Мы не могли рисковать и пошли вызволять корабли. И тогда же стало очевидно, что на случай такого форс-мажора ледоколов должно быть два».
ЛОМАЯ БЕЛУЮ ГЛАДЬ
Как известно, на Неве идти по течению гораздо быстрее, чем против. В нашем случае все было наоборот. Три километра от Киновеевского кладбища до Малоохтинской набережной ледокол прошел за два с лишним часа. На обратный путь – уже по расчищенной дороге ушло двадцать минут.
Чем-то ледокол похож на утюг. Острый нос продвигался по белому полотну, вот только пространство за ним становилось не гладким, а наоборот, взрыхленным. В желтоватом невском «супе» барахтались и маленькие льдинки размером с чашку, и крупные – с холодильник. Сразу стало заметно, какой разной толщины может быть лед: где-то она составляла полметра, а совсем рядом – сантиметров десять. Ходить по такому разнородному льду смертельно опасно, предупредили моряки.
Иногда лед оказывался «не по зубам», и мотор судна глох, как у застрявшей в сугробе машины. В наступавшей тишине треск ломавшегося льда звучал как-то особенно жутко. Потом мотор заводили, корабль сдавал назад, разгонялся – и бил лед с разбега.
«Даже в сильные морозы в Неве не было льда, с которым не справился бы наш ледокол, – заявил Александр Иванов. – Опасна ситуация, когда лед не сплошной. Он скапливается под мостами, воде некуда деваться, и она поднимается наверх. Получается зимнее наводнение. Помню, как в Уткиной Заводи заледенел причал. Вода пошла к электроподстанции. Но тут вызвали нас. Достаточно было одного прохода – и уровень воды упал на тридцать сантиметров».
Такие наводнения называют еще зажорными (зажор – скопление мелкого льда), они возникают в районе Новосаратовки, Рыбацкого и в Усть-Ижоре. По данным Комитета по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности, зажорное наводнение может длиться больше месяца и нанести большой ущерб стратегически важным предприятиям.