«Мы должны всегда бороться за победу!»: президент Спортивной федерации бейсбола и софтбола Санкт-Петербурга – о турнире в честь Дня защитника Отечества
В спортивном комплексе «Восхождение» 23, 24 и 25 февраля встретятся сильнейшие команды страны, представляющие Москву, Московскую область и Петербург. В турнире сыграют 22 команды трех возрастных категорий: юноши до 13 лет, юноши до 16 лет и юниоры до 19 лет. В беседе с корреспондентом «Петербургского дневника» президент Спортивной федерации бейсбола и софтбола Санкт-Петербурга, старший тренер сборной команды города Денис Новокшонов рассказал об истории турнира, перспективах питерских команд и целях на ближайшее время.
– Денис Владимирович, расскажите об истории соревнования?
– На турнире соберутся лучшие команды России, чтобы могли оценить уровень и сыграть на достаточно хорошем уровне с сильными командами. В 2018 году прошел первый турнир в Манеже имени Алексеева. Приехало пять команд из Москвы, Московской области и Белоруссии. И что примечательно, наша команда заняла первое место. Тогда случилась мини-сенсация: мы сначала обыграли в напряжённой борьбе команду «Москвич», вышли в финал. А затем со счетом 5:2 обыграли чемпионов России – команду «Тигры» из Балашихи. С того момента решено было сделать турнир традиционным и знаковым. Через несколько лет мы перебрались в манеж «Восхождение» – это самый крупный манеж в России. Он позволяет одномоментно организовать три поля и проводить одновременно сразу три игры. Сначала мы проводили турнир по юношам до 13 лет и до 16 лет. А затем добавили категорию юниоры до 19 лет. Им немного тяжелее играть, чем остальным, поскольку поле для них немного меньше по размерам. Тем не менее это хорошая история для зимы. Ни в одном другом спортивном сооружении для этого возраста турниры не проводят. В этом наша уникальность.
– Неудобный вопрос для всех тренеров: какие шансы у питерских команд на победу?
– Вопрос для тренера всегда непростой. На любом соревновании мы стараемся выступить максимально хорошо. Но у нас меняется сейчас подход. Главное соревнование для нас в этом году – первенство России и спартакиада. Поэтому нынешний турнир мы рассматриваем как этап подготовки. Но понятно, что хочется выигрывать, в каждом возрасте мы поборемся за медали.
– Вы не раз признавались в таком нерадостном факте, что самые сильные команды по бейсболу сейчас базируются в Москве и Московской области. Почему сложилась такая ситуация и чего не хватает петербургскому бейсболу?
– Главное – это инфраструктура. В Москве построено несколько бейсбольных стадионов и действуют пять спортивных школ. Внутренняя конкуренция дает хорошие возможности профессионального роста. На спартакиаду они собирают игроков из пяти школ, и такие команды выигрывают. Кроме того, Москва и область традиционно располагают лучшими тренерскими кадрами. Наставники сборных ранее выступали за национальные команды, модернизируя и приумножая весь накопленный российскими командами опыт. К примеру, Александр Низов и Андрей Селиванов играли в США в минорных лигах. Они обладают колоссальным опытом и мастерством, который могут передать своим воспитанникам.
В Петербурге пока нет своего поля и стадиона и всего одна спортшкола, также ограничено количество детей, которых можем привлечь. Признаюсь, когда я был начинающим тренером, то даже просил воспитанников, входивших в сборные, конспектировать занятия, чтобы повысить свой уровень. Нам пока не хватает преемственности. Но есть и хороший момент. Пару лет назад нам удалось перехватить одного из лучших тренеров России, лучшего детского тренера нашей страны Михаила Вячеславовича Туркова. Он переехал в Петербург и сейчас работает с нашими ребятами. Считаю это приглашение одним из лучших решений за последнее время для улучшения подготовки петербургской сборной. Михаил Вячеславович – чемпион Европы, участник чемпионата мира в качестве тренера, экс-игрок сборной России. У него колоссальный опыт. И сейчас благодаря его работе мы наблюдаем прогресс по младшим командам. Не за горами то время, когда начнем оказывать хорошую конкуренцию московским командам.
Кроме того, мы возлагаем надежду на наших молодых тренеров, одним из которых является выпускник Университета имени Лесгафта и мой воспитанник Герман Суходоев.
– Считается, что в бейсболе найти свое место и позицию может подросток любой комплекции, роста и веса. В этом уникальность вида спорта. Хочется узнать, сколько времени требуется мальчику или девочке для того, чтобы заиграть в полную силу, почувствовать мастерство?
– У нас действительно менее строгий отбор в школу, чем может быть в других видах спорта. Бейсбол хорош тем, что нам нужны ребята разной комплекции. Например, мальчик плотной комплекции может иметь хорошее чувство мяча, ударить так сильно, что ему не надо быстро бежать, достаточно спокойно добежать до первой и второй базы. И он будет приносить пользу команде за счет того, что далеко бьет. В команде нужны разные игроки: маленькие и быстрые, высокие, физически сильные. Хорошо, когда есть пара левшей. Все это позволяет тренеру сделать команду более гармоничной: выстраивать тактику в нападении и защите.
А что касается адаптации, нужно понять, что у нас сложно координационный вид спорта, но координация и скорость мышления нарабатываются годами. Мы каждому даем шанс проявить себя и более того – видим, как меняется отточенность движений. Как правило, ребятам нужно два-три года, чтобы втянуться. Потихоньку ребята вырастают в хороших спортсменов.
– А как вы выбрали этот вид спорта?
– В детстве я много занимался футболом, волейболом – меня всегда привлекал спорт. Моим первым настоящим тренером стала двукратная олимпийская чемпионка, чемпионка мира, заслуженный мастер спорта СССР Галина Александровна Леонтьева. Она привила любовь к спорту, тренировкам, дисциплине. А впоследствии к нам в школу пришли два тренера – Андрей Борисенок и Андрей Миньков. Они предложили заняться новым видом спорта – бейсболом. Помню, тогда к ним записались полкласса. Игра для нас была непонятной, но тренеры сказали, что она очень напоминает лапту. А в лапту мы все умели играть. Мне игра понравилась своей необычностью, тем, что надо много думать, принимать быстро решения. В 1999 году мне предложили стать тренером.
– Что вы получили благодаря спорту?
– Прежде всего я понял, что такое ответственность перед командой. Помню, как на Спартакиаде молодёжи в 1994 году (мы тогда заняли третье место) я очень сильно волновался. Мы играли на стадионе МГУ, на тот момент это был крупнейший стадион Москвы. На меня пришелся первый удар, я ловил мяч, он из ловушки выпал. Капитан команды тогда подошёл ко мне и серьезно сказал: «Давай, соберись». И меня это встряхнуло. И больше ни одной ошибки не допустил. Команде был очень полезен на том турнире. Спорт учит дисциплине, самоорганизации и умению себя перебороть. Ко мне иногда родители наших воспитанников подходят и отмечают, как изменились их дети. Совсем недавно шалопаем был, говорят, а теперь другой человек.
– Какие цели ставите как старший тренер сборной?
– Хочу изменить менталитет: бороться за победу необходимо на каждом турнире. Такие моменты были, когда ехал на турнир и говорил сам себе, что третьего места будет достаточно. И по ходу турнира складывалась такая ситуация, что мы могли занять второе или даже первое место, но мы проигрывали. И я понимал, что, возможно, сам дал такую установку. На самом деле мне недостаточно третьего места. И вернусь к приглашению Михаила Туркова. Он постоянно говорит нам, что мы должны всегда играть в финале, финал – лотерея, но мы должны бороться за золото в каждом турнире.