Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Дмитрий Гавра: «Нельзя исправить гибель сотен тысяч людей на фронте»

Эксперт – о 10-летних итогах «революции достоинства»
Фото: Александр Глуз/«Петербургский дневник»

22 февраля исполняется ровно десять лет кровавому перевороту в Киеве, получившему название Евромайдан. Он привел к радикальным геополитическим изменениям как на Украине и в Европе, так и во всем мире. Как считает политолог, профессор СПбГУ Дмитрий Гавра, за 10 лет Украина потеряла не только свою идентичность, но и свое будущее.

«Евромайдан был прямым результатом тех процессов, которые развивались на Украине с 2004-го, об этом неоднократно говорил президент Владимир Путин. Конечно, «третий тур» выборов президента Украины, принесший победу Виктору Ющенко, прямо нарушал Конституцию страны и вообще выходил за пределы понимания нормальной политики. Уже тогда Вашингтон взял Украину под свой патронат, и тогда же были заложены основы антироссийского курса страны, – указал профессор. – Это коснулось не только истеблишмента и элит Украины, но и, что гораздо более важно, системы образования, культуры и социализации молодежи. После госпереворота в феврале 2014-го все эти тренды были закреплены, и это было по-настоящему страшно».

Вопрос «Что получила Украина за 10 лет после Майдана?» имеет ясный ответ – полностью индоктринированную молодежь, то есть тех людей, которые в будущем будут определять перспективы этой страны, указал он.

«К сожалению, тем украинцам, кому сейчас 30 лет, в период Майдана было 20, и они еще только усваивали политические смыслы. А те, кому сейчас 22, тогда было 12, и они оказались полностью в плену у нынешней ядовитой идеологии «украинства». Нынешним молодым украинцам 20 лет объясняли, что «черное – это белое», и наоборот. А ведь чисто биологически эти люди движутся к тому, чтобы превратиться в новую украинскую элиту, и нам придется иметь с ними дело, – прогнозирует аналитик. – Правда, у нас есть примеры Японии и Германии, которые после военного поражения во Второй мировой войне сумели вычистить заразу империализма и нацизма – по крайней мере, в сознании своих первых послевоенных поколений. И пригласить в национальные элиты тех, кто готов очиститься от этих химер. Поэтому есть надежда, что это удастся и в случае украинцев, но это потребует огромной работы со стороны РФ».

Кроме того, за 10 лет после Майдана Украина получила чудовищную депопуляцию, говорит Гавра.

«Есть вещи, которые можно исправить, а есть те, которые исправить нельзя. Так вот, нельзя исправить гибель сотен тысяч людей на фронте. Нельзя исправить иммиграцию из страны тех миллионов граждан, которые не захотели стать «пушечным мясом». Ведь и те, кто отправился добровольцем в ряды ВСУ, и те, кто уехал в Европу или Россию, – это пассионарии, активная часть населения Украины, которая составляла залог ее будущего. Страна, выбрав нынешний курс, затем войну против Донбасса и в конце концов – войну с Россией, за которую она платит сотнями тысяч жизней и американскими деньгами, потеряла главное – ту часть своего будущего, которая связана с самыми яркими представителями молодежи и «среднего поколения». Вот эту потерю возместить будет крайне трудно, если вообще возможно. Потому что те талантливые украинцы, которые уехали за границу, в конечном счете интегрировались в тамошнее общество, и они больше не вернутся на родину. То же самое произошло в свое время во Вьетнаме, Алжире и т.д. И это – очень тяжелая история», – продолжил Гавра.

Кроме того, Украина в ходе нынешнего конфликта потеряла возможность договориться с РФ на выгодных для себя условиях, отметил он.

«Если внимательно перечитать Минские соглашения, то становится ясно, что Россия была готова к федерализации Украины. Москва была вполне готова и к тому, чтобы те территории, которые сегодня вошли в состав РФ в качестве новых регионов, были признаны территорией Украины – при сохранении их права на жизнь и политических привилегий. По сути, Украина навсегда потеряла уникальную возможность прекратить войну и сохранить часть своей идентичности, превратившись в федеративное государство. Ведь украинская идентичность – это не только Галиция, но и идентичность правого берега Днепра, и левого берега, идентичность тех, кто разговаривал не только на мове, но и на суржике. Страна потеряла колоссальную часть своего богатства – человеческого, культурного и этнонационального. И все это – благодаря близорукости своих политиков», – сообщил Гавра.

При этом Украина за десять последних лет приобрела совершенно неадекватную элиту, сообщил он.

«И эта элита, поощряемая вовсе не украинскими интересами, «закусила удила». Кроме того, Украина обрела сотни тысяч вдов, детей-сирот и инвалидов. Та ли это цена, которую нация готова была заплатить, чтобы вместо членства в Таможенном союзе получить «кружевные трусики и ЕС»? В любом случае украинцы – это наш близкий народ, составляющий значительную часть и общероссийской идентичности. Конечно, нам в этот день горько и больно, и радоваться тут нечему. Скорее, нужно огорчаться тому, что, использовав максимум возможностей для того, чтобы помочь Украине, мы не сделали еще больше», – заключил Дмитрий Гавра.

Напомним, 21 ноября 2013-го в Киеве начались массовые протесты, вызванные отказом властей Украины подписать Соглашение об ассоциации с ЕС. Основные события развернулись в центре столицы, на Европейской площади и площади Независимости. Постепенно стихийный протест в поддержку евроинтеграции вылился в длительное противостояние, сопровождавшееся человеческими жертвами. Он привел к острому политическому кризису, и в итоге 22 февраля 2014-го на Украине сменилась власть. Как следствие, в марте 2014-го в Крыму прошел референдум о присоединении полуострова к России, а затем Донецкая и Луганская народные республики объявили о своем суверенитете. Это привело к вводу войск ВСУ на территории ЛНР и ДНР и полномасштабным военным действиям. Впоследствии локальный кризис на Украине привел к радикальным переменам в международных отношениях и фактической «новой холодной войне» между Россией и Западом.