Яндекс.Метрика
  • Алексей Мавлиев

Каким Алексея Косыгина запомнил Ленинград: сегодня исполняется 120 лет со дня его рождения

Бывший руководитель Ленинграда, он не забыл родной город, став председателем Совета министров СССР. Воспоминаниями об этом человеке поделились в Санкт-Петербургском государственном университете промышленных технологий и дизайна, где он когда-то учился
Фото: предоставлено Санкт-Петербургским государственным университетом промышленных технологий и дизайна

За плечами Алексея Косыгина – служба в Красной армии во время Гражданской войны, работа над созданием кооперативов в Сибири.

ХОРОШИЙ СОВЕТ

На дворе 1930 год. Алексею Косыгину уже 26 лет, он возвращается в родной Ленинград, чтобы вновь учиться. Такой совет, по словам заведующей музеем истории университета Валентины Антонюк, молодому человеку дал первый секретарь сибирского крайкома ВКП(б) Роберт Эйхе.

«Уезжайте учиться, это будет лучшим приложением ваших сил», – сказал он Алексею Косыгину и его товарищам, работавшим над проектами  кооперации в Сибири. А все потому, объясняет Валентина Антонюк, что экономический вектор страны изменился.

В ПЕРВОМ ВЫПУСКЕ

У сибирского крайкома партии было три места по квоте на факультете потребительской кооперации в институте имени Рыкова. Алексей Косыгин предпочел им партийный набор на первый курс открывающегося Ленинградского текстильного института (ЛТИ), который теперь называется Санкт-Петербургским государственным университетом промышленных технологий и дизайна.

В музее университета, отметила Валентина Антонюк, сохранились приказы о зачислении в институт Косыгина, о назначении ему стипендии, о допуске к защите дипломной работы, итоги защиты дипломной работы. Есть даже жанровые фото – на лыжной прогулке, на набережной Невы с друзьями, на заседании комсомольского актива, на заседании партбюро и в редакции институтской газеты.

«В разное время он возглавлял комсомольский актив, партбюро факультета, а потом института, был главным редактором институтской газеты «Основа», а также оказывал большую помощь в общественных мероприятиях ректору института Александру Зеленскому, – сообщила заведующая музеем. – Наличие в учебной группе человека с таким большим жизненным опытом и навыками организатора оказало большое влияние на общую обстановку. Было стыдно плохо учиться, лениться и не выполнять общественную нагрузку. У всех была одна цель – приносить пользу Родине».

В числе достижений студента Алексея Косыгина однокурсник Владимир Кузьмин называл заслуги в создании лаборатории, присвоение институту имени Сергея Кирова, а одногруппник Николай Сункин отмечал невозмутимость Косыгина и вспоминал такой случай.

Перед защитой диплома маленькая дочь Алексея нечаянно опрокинула флакон туши на чертеж.

«Мы все растерялись, а Алексей Николаевич взял на руки дочку, обнял и сказал: «Что же ты наделала, Люсенька, ведь завтра в 9 утра я должен был защищать диплом. За одну ночь такой чертеж не начертишь». Тогда мы решили остаться на ночь и спать по очереди. Один сидит, а двое чертят, разместившись по обе стороны стола. К утру чертеж был закончен, и защита диплома у всех троих прошла на «отлично», – рассказывал Николай Сункин.

ВЕРНУЛСЯ В БЛОКАДУ

После института Алексей Косыгин принял руководство фабрикой «Октябрьская». Туда, по воспоминаниям его сокурсницы и коллеги Елизаветы Сигаловской, он приходил в семь утра, на работе не любил болтунов, требовал самостоятельности, не искал виновных в невыполнении плана и даже как-то поменял местами руководителей цехов, жаловавшихся друг на друга.

«Несмотря на просьбу вернуть все назад, Алексей Николаевич не отступил. После этого ткацкий цех стал выполнять план, а остальные руководители уже никогда не жаловались на смежников», – вспоминала Сигаловская.

В 1938 году Алексей Косыгин стал председателем Ленинградского горисполкома. А в январе 1939-го возглавил Наркомат легкой промышленности СССР. В Ленинград он вернулся перед самой блокадой в статусе уполномоченного Государственного комитета обороны по эвакуации предприятий и населения.

«По указанию Сталина ему было поручено организовать эвакуацию Кировского завода на Урал. Эвакуация продолжалась с начала октября до начала декабря. Оборудование демонтировалось под непрерывными артобстрелами и бомбежками. Полуголодные люди работали до изнеможения. За считаные дни октября несколько тысяч квалифицированных рабочих-кировцев переправились через линию фронта на самолетах. Летчики делали в сутки до десяти рейсов. Эвакуация семей кировцев шла через Ладожское озеро на пароходах и баржах. С помощью Алексея Косыгина эвакуация была закончена успешно», – рассказывал парторг ЦК ВКП(б) Кировского завода Михаил Козин.

Эвакуировал Алексей Косыгин, по словам ректора ЛТИ Николая Труевцева, и все вузы на Северный Кавказ, где для них отводилась санаторная база, за две недели. А детей сотрудников института, в котором ранее учился, – в Ташкент.

УВАЖАЛИ В НАРОДЕ

Вклад Алексея Косыгина в спасение жителей Ленинграда неоценим, уверен политолог Юрий Светов.

«Я недавно смотрел архивные материалы визита нынешнего президента США Джо Байдена в СССР. Он тогда был молодым. С ним встречался Алексей Косыгин. И Косыгин сказал Байдену: «Я понимаю, молодой человек, у вас сложная работа. Когда мне было столько лет, сколько вам, я отвечал за снабжение Ленинграда продовольствием, спасал мирных жителей во время блокады». И это ключевое, что Алексей Косыгин сделал для нашего города», – считает Юрий Светов.

С 36-летним Байденом Алексей Косыгин встречался как председатель Совета министров СССР. Этот пост он занимал 16 лет. Достижением Косыгина экономисты считают хозяйственную реформу, повысившую самостоятельность предприятий, а жители города на Неве в заслугу Алексею Косыгину ставят то, что он помнил родной город.

«Во времена моей молодости ленинградцы гордились тем, что выходец из нашего города занимает такие высокие государственные должности. В отличие от многих других, кто ушел в Москву, Косыгин не забывал о Ленинграде. Он не был особенно общительным, даже западные партнеры его все время представляли таким – неулыбчивым, суровым человеком. Но у него было чувство ответственности за огромный объем работы на высоком посту. Его в народе уважали, наверное, даже больше, чем Леонида Ильича Брежнева», – заключил Юрий Светов.

Родным город оставался и для самого Алексея Косыгина. Он отказывался считать себя гостем во время визитов.

«Вспоминается июнь 1969 года, когда во время последних экзаменов в институте без всякого предупреждения появился Алексей Косыгин. Когда сотрудники предложили ему показать вуз, он ответил, что сам хорошо его помнит, и направился на балконы актового зала, где в это время, как и в самом зале, жили несколько сотен заочников. Долго стоял он среди железных кроватей, завешанных газетами…» – вспоминал проректор по научной работе университета Феликс Бездудный.

ПРОСПЕКТ К ЛАДОГЕ

Умер Косыгин меньше чем через два месяца после отставки, в декабре 1980 года. Урну с его прахом захоронили у Кремлевской стены. А в Ленинграде уже в следующем году в его честь переименовали улицу на Выборгской стороне, где он возглавлял фабрику. Имя Алексея Косыгина улица, впрочем, носила недолго. Местные жители высказались против переименования, им слишком нравилось предыдущее название – Кантемировская.

«Кантемировской улица была с 1952 года, когда ее переименовали из Флюгова переулка в честь освобождения поселка Кантемировка в Воронежской области в 1943 году, во время Великой Отечественной войны. Никакого отношения Кантемировка, конечно, к Выборгской стороне не имела, но жителям нравилось это название, и они стали писать письма с просьбой вернуть улице прежнее название», – рассказал член Топонимической комиссии Петербурга Алексей Ерофеев.

Власти пошли навстречу жителям. Улица вновь стала Кантемировской, а в честь Косыгина назвали новый проспект, который вел в сторону Ладоги.

«Переименовали именно этот проспект, потому что Алексей Николаевич Косыгин имел самое непосредственное отношение к созданию Дороги жизни», – отметил Алексей Ерофеев.

По его словам, никто из жителей Ладожского проспекта, в общем-то, никаких неудобств из-за переименования не претерпел, потому что фактически там только начиналась застройка, и адресов по Ладожскому проспекту еще практически не было.

«Проспект получил имя Алексея Николаевича Косыгина, достойного сына своего Отечества. Про других руководителей, членов Политбюро, в народе встречались шутки, а к Алексею Николаевичу всегда было исключительно уважительное отношение», – заключил Алексей Ерофеев.

Памятник Алексею Косыгину на аллее Героев в Московском парке Победы поставили еще при его жизни, в 1974 году, как дважды Герою Социалистического Труда.

Алексей Косыгин родился в Петербурге в семье токаря в 1904 году. В 15 лет записался в ряды Красной армии. С января 1942 года Косыгин руководил созданием Дороги жизни. В 1948 году он стал министром легкой промышленности СССР. С 1964-го до 1980 года был председателем Совета министров СССР.

Косыгин не только часто бывал в Ленинграде и в своей альма матер, но и принимал в Кремле преподавателей и ректоров вузов из Ленинграда.

Закрыть