Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Алексей Кочетков: «Историки недаром называют Хрущева «анти-Мидасом»

Эксперт – о 70-летии передачи Крыма Украине
Фото: Ирина Лисова/«Петербургский дневник»

70 лет назад, 19 февраля 1954-го, Президиум Верховного совета СССР принял указ «О передаче Крыма в состав Украины». Тогда это событие было рутинным, на заседании оно значилось далеко не первым пунктом. Но, как считает политолог Алексей Кочетков, весь сегодняшний мир до сих пор разгребает его последствия.

«Все, что касается Хрущева, можно, с одной стороны, рассматривать как хорошо продуманный злой умысел, с другой, как абсолютное недомыслие, что является частью его исторического имиджа. Если считать Хрущева «русским человеком и патриотом», то все, что он делал, – это чистой воды идиотизм. Если же рассматривать его как «правоверного коммуниста, плоть от плоти тогдашней тоталитарной секты в виде КПСС», то никакого недомыслия там нет. Наоборот, все абсолютно логично», – отметил он.
Политолог напомнил: Хрущев всю свою жизнь действовал в парадигме той идеологии, которую поддерживал, и той организации, в которой состоял.

«Изначально Никита Сергеевич был троцкистом, но вовремя «перекрасился». Но вот эта крайне левая составляющая большевистской идеологии наложила отпечаток на все его дальнейшие действия. И с Крымом вышло именно так, – считает Кочетков. – Некоторые «историки» говорят, дескать, Крым передали Украине, так как «Россия лежала в руинах после войны, и силами Киева восстанавливать полуостров было якобы легче». Но это полная чушь, потому что Украина в годы войны была полностью оккупирована немцами и соответственно полностью разорена и разрушена. В итоге она от начала и до конца восстанавливалась за счет РСФСР, за счет тех дотаций, которые шли через Москву, и за счет денег, собиравшихся с российских налогоплательщиков».

Если взглянуть на советскую статистику, то почти все время существования СССР там была единственная республика-донор – это РСФСР, все остальные 14 республик были налоговыми реципиентами.

«Правда, ближе к концу 1960-х республикой-донором стала еще и Белоруссия, БССР. А на Украину Советский Союз всегда тратил больше из общего бюджета, чем она туда направляла. Поэтому все слова о том, что «прекрасная, богатая, щедрая Украина кормила половину СССР» не более чем миф. Его охотно раскручивали украинские националисты и шовинисты, мечтавшие, мол, «прогоним москалей, и заживем!» Ну что, вот прогнали – и все видят, как они «зажили», – подчеркнул аналитик.

Кочетков напомнил, что Крым Украине передали в 1954-м, а в 1956-м случился XX-й съезд КПСС.

«Хрущев задолго до этой эпохальной даты начал готовить для себя опору среди коммунистов в национальных республиках. А Украина была одной из самых густонаселенных республик Союза после РСФСР, и Хрущев очень активно «протаскивал» в Москву местных партийных деятелей. То есть, передавая Крым Украине, Хрущев решал исключительно свои узкие политические задачи. А отношение к русским у него всегда было потребительское, и давать им слово он и не собирался, – считает эксперт. – Стоит взглянуть, где сейчас живут потомки Никиты Сергеевича. Его сын покончил с собой в Новой Англии в США, его внучка живет там же, правнучка тоже в США. То есть все его потомки плавно перетекли в стан главного геополитического противника России, что само по себе очень показательно».

СПРАВКА

Считается, что инициатива передачи Крыма принадлежала тогдашнему руководителю СССР Никите Хрущеву. Но никаких документов, указывающих на его персональную ответственность за это, нет. Тем не менее при тогдашнем политическом устройстве СССР ни одно действие не могло возникнуть без воли главы государства. Решение об освоении Целины тоже коллегиально оформлялось, но ни у кого нет сомнений, что это дело рук Хрущева.

В этой связи часто приводят воспоминания Дмитрия Шепилова, тогдашнего главного редактора газеты «Правда», он входил в число высших должностных лиц государства. По словам Шепилова, инициативу о передаче Крыма Украине Хрущев озвучил на одном из совещаний по сельскому хозяйству «в связи с празднованием 300-летия воссоединения Украины с Россией». «От Крыма до России далеко, Украина ближе. Легче будет вести всякие хозяйственные дела», – заявил Никита Хрущев.

Все члены Президиума и Секретариата ЦК КПСС поддержали идею. И только Вячеслав Молотов буркнул, что это «неправильное предложение, но, по-видимому, его придется принимать». Вопрос о передаче Крыма рассматривался на Президиуме ЦК 25 января 1954-года и значился там 11-м пунктом. Обсуждение длилось недолго, всего 15 минут, и предложение было принято. Но сам Верховный Совет СССР не имел полномочий решать все самостоятельно. Нужно было для начала получить формальное решение самих республик – России и Украины.

5 февраля вопрос рассмотрел Президиум Верховного Совета РСФСР, и в этот же день Совет министров республики. Оба приняли решение отдать Крым Украине и передать вопрос на утверждение Президиуму ВС СССР. Украинский Президиум Верховного совета через неделю принял постановление о согласии принятия Крыма в состав УССР.

19 февраля собрался Президиум Верховного совета СССР, причем из 27 его членов на заседании были лишь 13 человек. Все, кто на нем был, проголосовали «за». Одобренный ранее Президиумом ЦК проект Указа был официально принят, и именно 19 февраля 1954-го считается датой передачи Крыма Украине. В печати указ был опубликован 27 февраля, с этого же дня весь документооборот в Крыму велся от лица УССР. Изменения в Конституции России и Украины, а также СССР, внесли летом того же года.

При этом перекройка административных границ внутри СССР была делом заурядным. Только передача Крыма стала такой громкой, да и то спустя десятилетия, в 1990-х. При этом Севастополь вообще не входил в состав Крымской области. Как центральная база Черноморского флота, он имел федеральное подчинение. Но со стороны партийных функционеров никаких претензий по этому поводу не было, наоборот, сплошные восторги. Особенно старались руководители Украины, они выражали восхищение «великодушием русского народа». А сам народ тогда никто и не спросил.