Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

У петербуржцев появился шанс исправить неудобные режимы светофоров

Предложения принимает Комитет по транспорту
Фото: Дмитрий Фуфаев/«Петербургский дневник»

В ноябре в Петербурге представят новую Комплексную схему организации дорожного движения (КСОДД). Сюда войдет и корректировка светофорных режимов, и, возможно, новые автобусные полосы, расширение или сужение тротуаров, пешеходные переходы… Заказчик новой схемы – Комитет по транспорту объясняет ее необходимость возросшими требованиями к безопасности проезда, будущим снижением числа аварийно опасных участков, а также желанием разгрузить дороги и снизить негативное воздействие транспорта на окружающую среду.

Опасные места

В задании, которое сопровождает заявку на сайте госзакупок, имеется список перекрестков, где необходимо обновить светофорные режимы. Всего их более 90. Это площади Восстания, Стачек, Комсомольская, Кронштадтская, Светлановская, Мужества, Труда, Театральная, Суворовская, Льва Толстого, почти все значимые перекрестки Ленинского проспекта, Маршала Жукова, Софийской, пересечения Невского проспекта и обеих Морских улиц… За городом – стык Выборгского шоссе с Приозерским и Горским, Красносельского и Аннинского шоссе.

Почему новая схема необходима именно сейчас, кажется, очевидно: завершена многолетняя работа по внедрению платной парковки, прошла транспортная реформа, приоритет общественного транспорта уже не вызывает сомнений, и осталось только подогнать под эти итоги светофорные режимы.

Как это будет выглядеть, можно представить на примере одного нового светофора на Выборгской набережной у Кантемировского моста. Чтобы развернуться на набережной и поехать либо в обратном направлении либо вывернуть к мосту, машины теперь ждут сигнала светофора, а раньше проезжали без него, на свой страх и риск. Теперь этот маневр требует гораздо больше времени, зато не приводит к преждевременной седине. До июля 2023 года, когда никакого светофора не было, разворот считался едва ли не самым опасным местом в городе, ведь автомобили встречного направления обычно пролетали участок с превышением скорости, и мало кто из водителей считал нужным притормаживать, пропуская встречных. Особенно тяжко приходилось тем, кто пытался вывернуть в сторону Кантемировской улицы, из крайнего левого ряда в крайний правый.

Да, за безопасность приходится платить снижением скорости, в том числе на набережных, которые до сих пор путают со скоростными трассами.

Низшая каста

Но мытарства водителей – ничто по сравнению с положением пешеходов, которые сразу почувствовали себя низшей кастой. Особенно это чувствуется на перекрестках, где приходится ждать своего зеленого света по полторы-две минуты. И не сидя в теплом салоне, а стоя под дождем. За ограждением.

«Все новшества в технических системах организации дорожного движения подчиняются 443-му федеральному закону, – пояснил эксперт Ассоциации транспортных инженеров Владимир Валдин, – а в нем «в приоритете всегда безопасность пассажиров, водителей и пешеходов, а не сокращение времени в процессе движения транспорта». Отсюда разделение фаз на светофорах и ограждения вдоль проезжих частей. Естественно, светофорные фазы стали длиннее».

Уже известно, что новая схема будет искусственно моделироваться на каждом перекрестке (инженерную компанию, которая этим займется, выберут на конкурсе). Также для сбора информации подключат системы GPS или ГЛОНАСС. Кстати, уверяют эксперты, еще не построенные магистрали – Широтную или Большой Смоленский мост – при моделировании обязательно учтут, ведь следующая корректировка КСОДД состоится только через пять лет.

Предусмотрены также опросы водителей, пешеходов и велосипедистов. А пока все три категории изливают душу на форумах: «Раньше зеленый сигнал для пешеходов включался одновременно с автомобильным, причем поворачивающие машины должны были пропускать пешеходов. Теперь на больших проспектах вроде Московского или Каменноостровского «пешеходный» зеленый загорается гораздо позже и длится всего несколько секунд, а красный горит по полторы-две минуты. Если тебе нужно перейти перекресток наискосок, есть риск потерять на нем пять минут. На маленьких перекрестках у пешеходов отдельная фаза, но ее тоже приходится долго ждать. Немудрено, что многие перебегают на красный». Такие претензии у пешеходов.

Сэкономить минутку

Водители, особенно такси и каршеринги, для которых минутное ожидание – это уже потеря в деньгах, прорываются через перекресток на желтый. Провоцируя столкновения с теми, кто пытается повернуть налево.

«Я интересовался этим вопросом, но пока ни подтверждения, ни опровержения этой гипотезы официально не получил», – говорит Валдин.

И особенно этот режим нервирует в выходные и ночью, когда машин на улицах мало, а торчать на светофоре приходится долго…

«Разводить автомобильные и пешеходные потоки – это требование ГИБДД, которая выдала предписание сделать такую схему более чем на четырехстах перекрестках, – говорит ведущий специалист Дирекции по организации дорожного движения Петербурга Дмитрий Попов. – Иногда пробки возникают такие жуткие, что схему эту со скрипом, но отменяют. Так было года два назад на перекрестке Маршала Жукова и Маршала Казакова: по Жукова пробка была до улицы Солдата Корзуна. Вернули прежнюю схему, и ситуация выправилась. Мы регулярно пишем письма в РосДорНИИ, объясняем, что водители, потерявшие время в заторах на этих перекрестках, компенсируют потерянное время, нарушая правила в других местах. Что получается так называемый вынесенный эффект».

Новую КСОДД в марте готовится обсуждать и комиссия Законодательного собрания Санкт-Петербурга. Депутат Алексей Цивилев указал еще на две проблемы, которые требуется решить в срочном порядке.

«Во-первых, стали часто отключаться светофоры, а,во-вторых, до сих пор непонятно, что делать с тротуарами. В городе есть несколько тротуаров: у метро «Проспект Ветеранов» или на проспекте Металлистов, которые издавна считались парковочным пространством, а теперь оттуда стали эвакуировать», – отметил он.

В пресс-службе Комитета по транспорту «Петербургскому дневнику» разъяснили, что исполнитель модели пока не выбран, поэтому сбор жалоб и предложений еще не открыт. Но откроется в ближайшее время.