Яндекс.Метрика
  • Анна Тищенко

Мертвые боги

«Петербургский дневник» и писательская Академия Антона Чижа представляют новый рассказ в рамках рубрики «Детектив по пятницам»
Фото: Татьяна Беличенко/«Петербургский дневник»

– Летний сад – самое романтичное место Санкт-Петербурга. Здесь, среди скульптур и пышной зелени, вы легко можете представить оживших античных богов… – экскурсовод Зоя Павловна еще продолжала по инерции говорить, но уже поняла: за ее спиной что-то не то. Лица ее немногочисленных экскурсантов изменились.

Зоя Павловна работала экскурсоводом уже двадцать пять лет, заученные тексты произносила, как заклинатель змей, – заунывным голосом и не вникая в содержание. Приучилась даже ходить спиной вперед. Экономит время и энергию. Группы ее пребывали в двух состояниях – летаргическом и в телефоне. Но только не сегодня. Пожилая женщина беззвучно открывала рот, девушка уронила сумочку, мужчина охнул, даже подросток медленно вынул из уха наушник. Подивившись такой реакции на Диану Трискорни, Зоя Павловна обернулась.

Они действительно смотрели на Диану, но не на ту. Девушка лежала в траве, полупрозрачная туника намокла от росы, сбилась на бок, обнажив грудь. Длинные волосы светлыми ручейками блестели между трав. Рядом лежал лук и стрела, эти обычные спутники богини охоты. Лицо ее было спокойно, словно она просто спит прямо у пьедестала своего мраморного воплощения. Но когда на ее лицо села стрекоза, длинные ресницы не дрогнули. И тут пожилая дама наконец завопила.

***
– Иван Дмитриевич, – у нас, похоже, серийник.

Путилин оторвал взгляд от фотографий тела «Дианы».

– Я возьмусь. Но почему серийник? «Диана» ведь одна.

Следователь Прозоров помялся. Потом достал из портфеля вторую папку.

– Вообще-то, был еще «Посейдон». Из Фонтанки на прошлой неделе достали.

На стол веером легли фотографии. Юноша, великолепно сложен, на кудрявых волосах венец морского бога. На правой руке намотана рыболовная сеть.

– Мы еще трезубец нашли. Его отнесло течением. А вот корона эта была профессионально зафиксирована. На специальные такие заколки, которые используют актеры и циркачи. На теле никаких повреждений. В крови немного алкоголя, но это все. Смерть в результате остановки сердца.

– Кто наш Посейдон, уже установили?

– Да. – Прозоров заторопился. – Роман Игнатьев, из Мурманска. Двадцать лет. Фотомодель.

***

Оставшись один, Путилин приступил к поиску таинственной Дианы. Эту часть работы он не очень любил. С другой стороны, современный человек сейчас как на ладони. Вот и таинственная Диана быстро нашлась. Дарья Полозова, в соцсетях себя позиционировала как модель. Но нашлось и еще кое-что.
Художник Гарин на своей страничке анонсировал грядущую выставку. И раз в неделю ставил одну из картин, коллекцию которых должен был представить через месяц. Называлась серия «Мертвые боги» и должна была состоять из шести картин. Было и описание проекта, довольно неплохое. О том, что красота покинула мир и старые боги мертвы.

К современному искусству Путилин относился скептически. Молодой художник, по его мнению, больше говорил о творчестве, чем им занимался. Но не здесь. Написанные в классической манере, картины впечатляли. На первой мертвая Диана, а точнее, Даша Полозова, смотрела в равнодушное небо остановившимся взглядом. На второй воды реки несли тело Посейдона из Мурманска. Была и третья. Афродита на ложе из алых и белых роз. Эту картину Гарин закончил и выставил на всеобщее обозрение вчера.

Из замешательства его вывел звонок телефона. Прозоров.

– Иван Дмитриевич, у нас тут…

– Знаю. Третье убийство.

Пауза.

– Скинул вам отчет криминалистов по «Диане».

– Дарье. Также остановка сердца и никаких повреждений на теле?

– Иван Дмитриевич, вы меня иногда пугаете, – пробормотал следователь.

***

Решив пообщаться с творцом, Путилин немного преобразился. Сменил классические джинсы на более модные, которые выглядели так, будто их извлекли из помойки, куда они были выброшены из-за полной непригодности. А приличное поло на растянутую майку с изображением кролика и призывом жить в свое удовольствие. Вид у кролика был такой, словно на нем уже сказались последствия жизни в свое удовольствие. Стоило это все немалых денег, но в каждой иллюзии должна быть толика правды. Театральный грим придал его лицу нездоровую бледность завсегдатая ночных клубов. Взглянув в зеркало и ужаснувшись, Путилин счел имидж подходящим.

Гарин встретил его в своей студии не один. Был там еще крепкого вида мужчина в хорошем деловом костюме.

– Мой менеджер Егор Кузнецов, – представил мужчину художник.

– Здравствуйте, на все вопросы отвечу я, – Кузнецов энергично пожал ему руку, – ну а кто ваш питомец?

Путилин с любопытством взглянул на Гарина. Не обиделся на шутку своего менеджера. Любопытно.

– Я пишу статьи для троих блогеров, – Путилин постарался придать лицу самоуверенно-туповатое выражение. – Ваша выставка станет бомбой. Я прочел все коменты, дадите мне интервью, я организую видеообращения, которые Игоря Гарина сделают новой звездой.

Жуткие ники трех самых модных блогеров едва не выскочили из памяти, но Путилин небрежно выплюнул их и видел, что стрела попала в цель. Проверить Кузнецов не сможет. Он сам специально попытался, но легче было пообщаться с президентом. Звонок в офис Тупого Медведя напоминал попытку проникнуть в Пентагон. Серьезные люди с хорошо поставленными голосами перекидывали его с одного оператора на другого, задавали массу вопросов, в итоге пообщаться со звездой ютуба так и не удалось. Путилин не слишком огорчился.

– На картинах Гарина три убийства. Фото последнего еще нет в Сети. Как это объясните?

–У него видения. – Кузнецов взглянул на своего подшефного, как средневековый паладин смотрел на статую девы Марии. – Ему снятся образы, потом рисует. Хотите посмотреть студию?

Путилин хотел. Очень. Картин было больше сотни – хорошо написанные пейзажи, натюрморты и портреты. И ни одной сюжетной. Так, словно художник, будучи прекрасным мастером, был начисто лишен воображения. Вежливо восхищаясь очередным изображением болотистого прудика, Путилин незаметно взглянул на художника. Он напоминал ребенка, которого родители привели в лавку сладостей, но заболтались с продавцом, а вожделенный леденец на витрине, но недоступен. Он тоскливо поглядывал на картину на мольберте, накрытую грязной тряпкой.

– И давно у него глюки такие? – Путилин участливо понизил голос.

– С месяц. – Кузнецов перестал улыбаться. – Парень настоящий мастер. Но кого сейчас стогами сена удивишь? Знаете, – он вдруг оживился, – сейчас ведь все живут предвкушением. Ожидание выставки важнее самой выставки.

Он оглянулся на Гарина и впервые понизил голос.

– Я с ним полтора года работаю. Мальчик меня впечатлил своим мастерством, я ведь искусствовед по образованию. Но все никак, и я ему в мае сказал, что мы, наверное, расстаемся. Видимо, стресс, и он после нашего разговора пропал на неделю. Кажется, пил, ну прочее, что там у творческих людей. А потом началось. Ему снятся сны, и после он рисует, как безумный. Я знаю про убийства. – Кузнецов взглянул Путилину в глаза. – Но он из студии не выходит. Да и вы взгляните на него.

Что правда, то правда. Игорь Гарин был маленького роста, худым и сутулым. Но Путилин знал, что внешность ох как обманчива. Ему пришлось повидать и добродушных спортсменов, не способных постоять за себя и хрупких на вид, но крепких, как гвоздь в крышке гроба, убийц.

– Что там, на мольберте?

– Это нельзя! – вдруг встрепенулся художник. – Это новая, она не закончена.

Путилин для вида еще «полюбовался» Дианой, Афродитой и Посейдоном. Он тщательно изучил снимки фотографа-криминалиста и знал, что ракурсов, запечатленных на картинах, на фото нет. А насколько он успел понять творческую манеру Гарина, тот умел писать только то, что видел перед собой. Либо он видел убитых собственными глазами, либо у него были снимки от другого фотографа.

– Какие необычные рыбки! – Путилин остановился у большого морского аквариума. – Я тоже увлекаюсь.

Чтобы расположить к себе человека, дай ему понять, что у тебя тот же психиатрический диагноз. Мастерская была обставлена более чем скромно, но сколько стоит такой аквариум на пятьсот литров воды, с коралловым рифом, да еще и необычными рыбками, он знал.

– Это инимикус, – художник даже не взглянул на аквариум. – Морские, ядовитые.

И умолк. А рыбки действительно заслуживали внимания. Безобразное, похожее на обросший мхом камень, тело было украшено двумя невероятно яркими, оранжево-золотыми плавниками, похожими на крылья тропической бабочки.

– Распространены от Индийского до Тихого океана. Безчешуйчатые, за исключением боковой линии. – Кузнецов с симпатией взглянул на двух жутковатых обитателей аквариума. – Зарываются в песок в ожидании жертвы.

Очень хотелось стащить грязное покрывало с незаконченной картины, но пока этого сделать было нельзя.

Путилин распрощался с художником и его обаятельным менеджером. Ночь прошла в сетях всемирной паутины. Итак, все три жертвы были молоды, красивы, имели много виртуальных друзей и, похоже, ни одного настоящего. Спамеры и магазины интересовались ими куда больше, чем их родители. Супругов и детей не имели. Что еще их объединяло? И Путилин нашел недостающее звено. Модельное агентство NewStar.

***
Здание агентства располагалось в бизнес-центре «Смоленский». Что ж, дела у Александра Мелина, похоже, идут неплохо. Хотя очереди не наблюдается. Секретарь, конечно, сделала многозначительную паузу, но согласилась принять его уже через час, даже не спросив цель визита. Кабинет Мелина напоминал гробницу римского императора. Мрамор, приглушенное освещение, снова мрамор, золото на всех возможных и невозможных поверхностях, аквариум… Аквариум с инимикусами.

Когда Путилин вошел в кабинет, Мелин окинул его долгим оценивающим взглядом. Потом ободряюще улыбнулся:

– Ну вы, конечно, староваты, но у меня есть замечательный стилист, косметолог и психолог. Мы из вас куколку сделаем! Месяц под моим руководством, и у вас от клиентов отбоя не будет!

Проглотив вопрос, каких именно клиентов подбирает данное агентство, Путилин перешел к сути.

– Куколку не надо. Тем более, что трое ваших клиентов весьма плохо кончили.

Фото убитых юноши и девушек не особо впечатлили современного Пигмалиона. Зато весьма впечатлило вполне искреннее обещание Путилина дать агентству рекламу «Архитектор смерть».

– Я прямо вижу новостные заголовки, – задушевно сообщил он побледневшему Мелину. – «Только придите к нам, и мы вас прославим! Ничто так не популярно, как новости криминальной хроники!» Я же вас и в черный список работодателей внесу и попрошу моих знакомых блогеров написать о вашем агентстве вообще и о вас лично. Вот, к примеру, Тупой Медведь…

– Ладно, хорошо! – Мелина трясло. – Доступ к моей базе, все клиенты, почта, банковская информация, телефон двух любовниц и жены, что хотите?! На все согласен! Не убивал я их! Девчонок помню, парня нет. Провинциалки, за деньги на любой каприз готовы. И мне предлагали. Да на что они мне, у меня такие две пумы свои…

– Стойте, – прервал Путилин этот весьма длинный список достижений. – Вы мне лучше расскажите, откуда у вас такие потрясающие аквариумные рыбки?

– Рыбки!?

– Инимикус. Красивые… – Путилин любовно взглянул на двух чудовищ.

– Эти уроды ядовитые?! Мой псих пиарщик их завел, продать не могу, спустить в унитаз жалко, чертову кучу денег стоят. Пришлось завести аквариумиста, плачу этому гаду, приходит чистить и что-то еще.

– Пиарщик?

– Кузнецов. Чтоб ему… – Мелин запнулся. Его переполняли эмоции, но риск был велик. Все же человек на короткой ноге с известными ютуберами. Это опаснее чумы.

– А что, дела не очень пошли?

– Ну… – Мелин смутился. – Пока этот козел у меня работал, все шло. Но у него методы! За рекламку «Кто не с нами, тот лох» мне такой штраф влепили!

– Но сработало ведь? – голос Прилепина стал участливым, как у больного, спрашивающего другого больного о пользе лечения поганками.

– Ну… да. Но разругались мы вдрызг.

– Ясно. Сделайте-ка мне аккаунт на сайте вашего замечательного агентства. Психолога и стилиста не надо, обойдемся парнем, знающим фотошоп.

***
Прозоров ответил на звонок мгновенно, будто ждал.

– Юра, скажи криминалистам, пусть проверят кожу под волосами. Должно быть две ранки. – И Путилин отключился.

Гарин согласился на встречу в «Проходимце» на улице Рубинштейна. Нервно пил пиво, видно было, что очень напуган.

– Игорь. Ты извини, я в видения не верю. Хотя художник ты не просто хороший, гениальный. И у тебя большое будущее.

– Правда? – Бесцветные глаза Гарина вспыхнули. И страх исчез.

Прилепин понял: попал. И искренне пожелал, чтобы паренек все же оказался не виноват.

– У тебя картины крутые, как у Берн Джонса.

А можно оставить этот неприятный стиль речи.

– Твои богини гуляют по райским садам поэмы Мильтона, а лепестки роз лучше, чем на картинах Тадемы. И ты будешь мне лгать, что взял это со скверных фото, выложенных в Сеть?

– Нет. – Гарин поднял на него взгляд. Впервые ясный и твердый. – Другие фото были. С разных ракурсов и все, что нужно для работы. Я их через даркнет купил. Там нельзя отследить продавца. Я устал. Много лет работы – и никакого результата. Ты такого не знаешь, Иван.

Путилин вздрогнул. Никогда, никто за всю его практику его никто не узнавал.

– Меня гримом не обманешь. За свою жизнь я сделал две сотни портретов. Я могу отделить лицо от того, что его обрамляет.

– Игорь, – Путилин улыбнулся. – А я могу понять, когда мне лгут. Ты правда покупал фото через даркнет?

***

– Ну ты староват, но пресс неплохой. – Кузнецов окинул оценивающим взглядом Путилина.

– Вы же меня по каталогу в агентстве выбрали.

Подобострастный юношеский тон давался нелегко. Еще мешала тонна грима, белокурый парик и крылышки за спиной. Скрепляющий их ремень страшно чесался.

– И рожу я твою где-то видел.

– Вы меня оскорбляете! – картинно возмутился Путилин. А мысленно себе напомнил, что смерть двух девочек и парня этого стоит.

– Ну ладно, ладно, – Кузнецов улыбнулся. – Вставай в позу, Амур, я тебя сфотографирую. Вот только прическу тебе поправлю.

– Конечно.

Прилепин подождал, пока Кузнецов зайдет за спину и резким движением нырнул вниз. Выбил из руки электрошокер и использовал свой, куда более мягкий. Менеджер мешком рухнул к его ногам. Путилин набрал номер.

– Юра, можешь забирать. Кузнецов еще полчаса отдыхать будет. Он хотел двух зайцев убить. Отомстить Мелину, который его выгнал, и заработать на выставке Гарина. Мальчик пишет, он предоставляет материал для вдохновения. Жертв подбирал из агентства Мелина, анонсировал выставку в соцсетях. Всех обряжал в костюмы античных богов и убивал разрядом электрошокера в затылок. Остановка сердца, в крови чисто, а кто будет искать две маленькие ранки под волосами? И не было никаких фотографий, купленных через даркнет.

Путилину очень не хотелось поднимать ткань на последней картине. Он знал, там будет Дионис, которого уже сегодня найдут во дворике модного бара.