Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Александр Фролов: «ВСМ – это ключевой катализатор комплексного развития территорий»

Эксперт – о перспективах проекта новой ВСМ
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Губернатор Петербурга Александр Беглов и его коллега из Ленобласти Александр Дрозденко приняли участие в совещании по строительству новой высокоскоростной железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой, проведенном президентом РФ Владимиром Путиным. Только из федерального бюджета на строительство ВСМ потребуется почти 610 млрд рублей.

Эксперт по вопросам транспортной инфраструктуры Александр Фролов отметил, что одна из главных потребностей в развитии государства – максимально связывать крупные города между собой.

«Многие скажут – мол, вот, «есть «Сапсан», он ходит не намного медленнее, в конце концов, есть самолеты, зачем эта ВСМ нужна» и т. д. Но все упирается в так называемый размер агломерации. Ею считается поселение, где человеку требуется добираться от дома до работы и обратно максимум за один час или меньше. Допустим, сегодня в России ближнее Подмосковье, благодаря усилиям властей, уже превратилось в агломерацию», – указал эксперт.

Причем ВСМ – это не только железная дорога, это еще и развитие прилегающих территорий, отметил он.

«Есть ВСМ, есть «Спасан», и есть «Ласточка» с «Иволгой». Это три разных вида поездов, и все они соотносятся между собой, как сообщающиеся сосуды. Человек, живущий в Твери или Великом Новгороде, может при необходимости добраться по ВСМ до Петербурга меньше чем за час. И это автоматически добавляет к петербургской агломерации часть Новгородской области. При этом люди из городов поменьше – вроде Чудово или Старой Руссы – могут добраться до ближайшей станции ВСМ в Новгороде на той же скоростной «Ласточке», а значит, они также подключаются к агломерации. То же самое с Москвой – при помощи ВСМ к московской агломерации подключатся Тверь, Вышний Волочок, Ярославль и многие другие. То есть ВСМ выступает как ключевой катализатор, к ней один за другим подключаются «трассы-спутники» и «города-спутники». И в итоге за счет ВСМ мы получаем огромный толчок к экономическому развитию огромных территорий, ранее транспортно очень слабо связанных между собой», – отметил Фролов.

Наиболее положительным примером в этом плане выступает опыт Китая с его разветвленной сетью ВСМ, продолжил он.

«Поэтому вполне логично предположить, что подвижной состав для нашей сети ВСМ будет китайского происхождения. Конечно, сейчас прямо об этом никто говорить не будет. Но, поскольку само совещание Владимир Путин провел на «Уральских локомотивах» (где собирались «Ласточки» и хотели собирать «Сапсаны»), значит, в любом случае будет какое-то СП. Там и будут делать подвижной состав, способный ходить со скоростью 400 км в час. Насколько я знаю, у китайцев уже в 2016-м были подвижные составы, которые даже в наших морозных условиях могли ходить со скоростью 400 км в час», – напомнил аналитик.

Очень важно, что наши власти не намерены останавливаться на строительстве трассы Москва – Петербург и хотят развивать сеть ВСМ на другие города страны.

«Соответственно, на выходе мы получим комплексное развитие территорий на очень большом пространстве России. Да, есть и отрицательные примеры строительства ВСМ, как, например, произошло в Испании. Там есть сеть таких магистралей, но она не действует так, как задумывалась. Потому что испанцы проложили ВСМ на каких-то пустынных территориях, и в итоге они оказались мало кому нужны. Нам необходимо сделать выводы из этой неудачи испанцев, чтобы в итоге получить именно китайский вариант, где поезда ВСМ крайне востребованы населением и бизнесом. Считается, что у нас так долго планировали приступить к возведению магистрали, пытаясь учесть все возможные нюансы. Сначала – несколько раз пробовали проложить трассу Москва – Петербург, но не получилось. Потом запланировали трассу Москва – Казань, но этот проект тоже пришлось отменить. В итоге власти вернулись к изначальному маршруту между столицами, но это не исключает того, что в будущем трассу в столицу Татарстана все-таки построят», – говорит Александр Фролов.

Он также пояснил, от чего зависит ход реализации ныне объявленного проекта ВСМ.

«На мой взгляд, все зависит от того, сколько наша страна будет производить цемента. Когда пытались строить трассу ВСМ Москва – Казань, на транспортных форумах говорили – у нас просто нет столько предприятий, чтобы произвести весь необходимый для магистрали цемент. Потому что это не железная дорога в привычном понимании, тут рельсы, по которым летит поезд, уложены на толстую бетонную «подушку». Вот как у нас в стране будет с бетоном и цементом, так быстро ВСМ и построят. Надеюсь, к нынешнему моменту «цементную» проблему наша промышленность уже успешно решила. А что касается высокотехнологичных комплектующих, то я думаю, что по этому поводу мы с Китаем договоримся и в этой сфере санкции Запада действовать не будут», – заключил транспортный эксперт.

Ключевая идея новой железнодорожной трассы между Петербургом и Москвой – в том, что она пройдет через шесть регионов РФ и сократит время в пути между двумя столицами в 1,8 раза, до 2 часов 15 минут. По словам Владимира Путина, проект магистрали нужно детально проработать с регионами, по территории которых она пройдет. «Прошу глав субъектов максимально ответственно подойти к решению задач, связанных с проектом. Это шесть регионов – Москва, Петербург, Ленинградская, Новгородская, Тверская и Московская области. Суммарно в них проживает около 30 миллионов человек, это 20% всего населения страны», – отметил Путин.

Глава Минтранса РФ России Виталий Савельев заявил, что поезда между двумя столицами «будут ходить каждые 10-15 минут». Поставить первую партию поездов на линию ВСМ в количестве 28 единиц планируется к 2028 году. На их закупку потребуется 148 млрд рублей. Лидер РФ отметил, что серийное производство поездов для ВСМ может быть налажено на базе «Уральских локомотивов».

Губернатор Петербурга Александр Беглов заверил президента, что весь комплекс мероприятий по проектированию и строительству ВСМ в границах города полностью включен в новый Генплан Петербурга. «В рамках реализации проекта ВСМ планируется реконструкция станции Петербург-Главный, а также строительство технической станции Обухово-2 для ВСМ», – доложил губернатор города. Александр Беглов сообщил, что уже утверждены проекты планировки территорий для строительства 12 км путей под новую магистраль на участке Петербург-Главный – Обухово II, включая обе станции.

Также готовится проект размещения нового терминала ВСМ, оно учтено при зонировании территории в составе Генплана Петербурга. Изъятие земельных участков и недвижимости для нужд РФ в ходе реализации проекта ВСМ в городе учтено во всех нормативно-правовых актах. Александр Беглов сообщил президенту, что Петербург уже проработал вопросы финансового участия в проекте ВСМ, и готов войти в состав концессионеров.

Горячую поддержку проекту от Ленобласти оказал и губернатор Александр Дрозденко. «Мы поддерживаем проект и уже начали его проработку. Для минимизации воздействия на окружающую среду часть магистрали в регионе планируется в эстакадном исполнении», – сообщил он. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что столица также будет участвовать в финансировании проекта. По его словам, вокзал в Зеленограде увеличат, а на Рижском вокзале откроют дополнительный терминал.
Владимир Путин добавил, что строительство ВСМ между двумя столицами – «это только начало». В перспективе высокоскоростные поезда будут ходить в Рязань, Екатеринбург, Адлер, а также в белорусскую столицу Минск. Он отметил, что президент Белоруссии Александр Лукашенко полностью поддерживает эту идею. Напомним, в августе 2023 года президент РФ заявил, что «наступил момент для строительства ВСМ между Москвой и Петербургом».