Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Александр Дудчак: «ВСМ станет в прямом смысле локомотивом для экономики России»

Эксперт – о перспективах проекта новой ВСМ
Фото: Алина Малика/«Петербургский дневник»

Губернатор Петербурга Александр Беглов и глава Ленобласти Александр Дрозденко приняли участие в совещании по строительству новой высокоскоростной железнодорожной магистрали между Петербургом и Москвой, проведенном президентом РФ Владимиром Путиным. Только из федерального бюджета на строительство ВСМ потребуется почти 610 млрд рублей.

Александр Дудчак, экономист, ведущий специалист Института стран СНГ, отметил, что, на его взгляд, это просто шикарнейший проект.

«Очень хочется верить, что он наконец-то будет реализован в России. Как мы знаем, это уже далеко не первая попытка наших властей создать в стране высокоскоростную магистраль. Они предпринимались еще в начале 1990-х, и власти говорили, что «первые поезда пойдут уже в 1998-м». Увы, тогда по разным причинам реализовать эту идею не удалось, но сейчас, дай Бог, мы все-таки сможем это сделать, – сообщил Дудчак. – Сегодня ВСМ есть во многих странах мира, их тот же Китай развивает буквально сумасшедшими темпами. Теперь, как сказал в прошлом году президент, и нам настала пора это делать, ведь многие технологические возможности для этого у нас сегодня имеются».

По мнению экономиста, строительство ВСМ – это еще и отличный способ помочь российской экономике, находящейся под тяжелым грузом западных санкций.

«Думаю, ВСМ станет в прямом смысле локомотивом для нашей экономики. Более 600 млрд рублей – это более чем серьезная сумма вливаний в важнейшие отрасли нашей промышленности, включая сталелитейную, машиностроительную и т. д. Это еще и огромный стимул для молодежи идти в железнодорожную сферу, поскольку для ВСМ потребуется огромное количество квалифицированных кадров, – считает Дудчак. – В целом это огромный бонус – всего за два часа доехать от Москвы до Питера, это даст большой стимул развития обеим городам. Тем более что, согласно планам, на этом проект не остановится, и охватит еще и Рязань, Екатеринбург, Адлер и целый ряд других городов. Это станет огромным подарком для миллионов простых россиян, которые смогут легко путешествовать с помощью ВСМ по крупным городам нашей страны».

Аналитик напомнил – для финансирования прокладки ВСМ будут частично использованы средства из Фонда национального благосостояния РФ.

«Это очень правильная идея, потому что те огромные деньги, которые находятся в ФНБ, не должны просто лежать мертвым грузом, они должны работать. Причем именно на таких проектах, как ВСМ, – указал Дудчак. – Если провести параллели с предыдущей попыткой строительства ВСМ, то сегодня Россия, безусловно, находится в намного более выгодном положении. Ведь в 1990-х сверхскоростную магистраль пыталась построить у себя достаточно бедная, неблагополучная страна. Сейчас это уже далеко не так, но весь вопрос упирается в современные технологии. До 2022-го большая часть проектов, так или иначе связанных с развитием железных дорог в РФ, была связана с немецким концерном «Сименс», который после начала СВО просто «хлопнул дверью» и ушел с нашего рынка».

Конечно, отметил эксперт Института стран СНГ, хотелось бы, чтобы ставка была сделана исключительно на отечественные технологии.

«Но в реальности нам не обойтись без привлечения спецов и технических решений из дружественных стран, начиная с Китая. Тем более что у КНР – колоссальный опыт в плане прокладки ВСМ, там проложено уже более 40 тысяч километров таких магистралей. Да, «Сименс» ушел, ну и Бог с ним, это не должно как-то радикально затормозить наше инфраструктурное развитие. Тем более что у наших ученых также накоплено определенное количество технологий, которые давно ждут момента своего внедрения, – говорит эксперт.

По его словам, заявленные 610 млрд рублей – далеко не окончательная сумма, опыт реализации таких проектов говорит, что по ходу работ для ВСМ обязательно потребуются дополнительные инвестиции.

«Но для сегодняшней России это вполне решаемый вопрос. Что касается сроков, то в нынешней обстановке компании-подрядчики наверняка сделают все возможное, чтобы в них уложиться. А государство, со своей стороны, уже прекрасно научилось четко контролировать как само выполнение работ, так и порядок расходования средств. Думаю, все эти проблемы вполне решаемы, как говорится, было бы желание. А желание реализовать проект ВСМ у государства сегодня явно присутствует», – заключил Александр Дудчак.

Ключевая идея новой железнодорожной трассы между Петербургом и Москвой – в том, что она пройдет через шесть регионов РФ и сократит время в пути между двумя столицами в 1,8 раза, до 2 часов 15 минут. По словам Владимира Путина, проект магистрали нужно детально проработать с регионами, по территории которых она пройдет. «Прошу глав субъектов максимально ответственно подойти к решению задач, связанных с проектом. Это шесть регионов – Москва, Петербург, Ленинградская, Новгородская, Тверская и Московская области. Суммарно в них проживает около 30 миллионов человек, это 20% всего населения страны», – отметил Путин.

Глава Минтранса РФ России Виталий Савельев заявил, что поезда между двумя столицами «будут ходить каждые 10-15 минут». Поставить первую партию поездов на линию ВСМ в количестве 28 единиц планируется к 2028 году. На их закупку потребуется 148 млрд рублей. Лидер РФ отметил, что серийное производство поездов для ВСМ может быть налажено на базе «Уральских локомотивов».

Губернатор Петербурга Александр Беглов заверил президента, что весь комплекс мероприятий по проектированию и строительству ВСМ в границах города полностью включен в новый Генплан Петербурга. «В рамках реализации проекта ВСМ планируется реконструкция станции Петербург-Главный, а также строительство технической станции Обухово-2 для ВСМ», – доложил губернатор города. Александр Беглов сообщил, что уже утверждены проекты планировки территорий для строительства 12 км путей под новую магистраль на участке Петербург-Главный – Обухово II, включая обе станции.

Также готовится проект размещения нового терминала ВСМ, оно учтено при зонировании территории в составе Генплана Петербурга. Изъятие земельных участков и недвижимости для нужд РФ в ходе реализации проекта ВСМ в городе учтено во всех нормативно-правовых актах. Александр Беглов сообщил президенту, что Петербург уже проработал вопросы финансового участия в проекте ВСМ и готов войти в состав концессионеров.

Горячую поддержку проекту от Ленобласти оказал и губернатор Александр Дрозденко. «Мы поддерживаем проект и уже начали его проработку. Для минимизации воздействия на окружающую среду часть магистрали в регионе планируется в эстакадном исполнении», – сообщил он. Мэр Москвы Сергей Собянин сообщил, что столица также будет участвовать в финансировании проекта. По его словам, вокзал в Зеленограде увеличат, а на Рижском вокзале откроют дополнительный терминал.

Владимир Путин добавил, что строительство ВСМ между двумя столицами – «это только начало». В перспективе высокоскоростные поезда будут ходить в Рязань, Екатеринбург, Адлер, а также в белорусскую столицу Минск. Он отметил, что президент Белоруссии Александр Лукашенко полностью поддерживает эту идею. Напомним, в августе 2023 года президент РФ заявил, что «наступил момент для строительства ВСМ между Москвой и Петербургом».