Яндекс.Метрика
  • Мария Мельникова

105-летняя история театра в трех залах: в БДТ представили экспозицию

Она собиралась с первого дня существования театра
Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Ровно 105 лет назад, 15 февраля 1919 года, труппа Большого драматического театра представила свой первый спектакль «Дон Карлос». Так началась история одного из ведущих театров нашей страны. За более чем век БДТ пережил очень многое, но всю его историю можно узнать на постоянной экспозиции, на которую театр приглашает всех зрителей.

С первого дня

Постоянная экспозиция в театре появилась в 1932 году, однако сбор экспонатов начался с первого дня работы БДТ. Кстати, открылся он как Коммунальный Большой Драматический театр. Коммунальный – от французского слова commune, то есть община. В те годы новые советские власти вдохновлялись французской революцией.

«Театр на набережной реки Фонтанки существовал давно. Само здание было построено по заказу графа Антона Апраксина в 1877 году, однако в то время театры могли быть только императорскими. Супруга графа почти два года переписывалась с властями, в итоге здание арендовала Дирекция императорских театров, и оно стало второй сценой Александринского театра, получив название Императорский Малый театр», – рассказал руководитель творческо-исследовательской части БДТ, заслуженный работник культуры РФ Вениамин Каплан.

После революции стало понятно, что Петрограду нужен, как выразился Максим Горький, «театр героической трагедии, романтической драмы и высокой комедии». За дело взялись лучшие.

«У истоков БДТ стояли великие: писатель Максим Горький, поэт Александр Блок, актриса, сподвижница Станиславского Мария Андреева. Туда пришли работать прославленные художники Владимир Щуко, Александр Бенуа, Мстислав Добужинский, Борис Кустодиев и другие. В общем, все сразу понимали, что этот театр создается на века, поэтому и историю его надо чтить», – сказал Вениамин Каплан.

15 февраля 1919 года театр представил свой первый спектакль – «Дон Карлос». В тот день труппа выступала в Консерватории – здание БДТ тогда было просто не протопить. Спектакль на долгие годы стал визитной карточкой театра. Его показывали несколько десятилетий, включая военные годы – невероятная продолжительность жизни для спектакля.

«Уже 22 февраля 1919 года сотрудники театра обратились в Губполитпросвет с просьбой приобрести 25 эскизов художника Щуко к спектаклю «Дон Карлос», причем там была сноска – это нужно для организации музея БДТ. С того первого спектакля у нас сохранился суфлерский экземпляр сценария», – сказал Вениамин Каплан и продемонстрировал увесистый томик из пожелтевшей от времени бумаги.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Подход к зрителю

В 1932 году экспозиция занимала лишь одно небольшое помещение театра, сегодня – три зала, в которых несколько сотен экспонатов, впрочем, в фондах театра их в разы больше.

«У нас есть афиши, программы, эскизы спектаклей, костюмы и фотографии, по которым можно изучить всю историю театра. Так, по спектаклям, которые ставились в первые годы, хорошо видно, что руководство БДТ делало ставку на классические произведения Уильяма Шекспира, Фридриха Шиллера, Жана-Батиста Мольера. Позже, в 20-е годы, в репертуаре появились актуальные тогда революционные спектакли, например, «Мятеж» по пьесе Бориса Лавренева. БДТ называли первым театром революции, и это определяло его репертуар», – напомнил Вениамин Каплан.

Несмотря на крайне тяжелое для страны время, БДТ быстро стал набирать популярность.

«После революции в театр начали массово приходить люди, очень далекие от искусства. Для того чтобы помочь зрителям, выдающийся русский поэт Александр Блок, служивший в театре в должности председателя директории, выходил перед каждым спектаклем и рассказывал о постановке. Раньше никто ничего подобного не делал», – отметил глава творческо-исследовательской части БДТ.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Сцену лучшим

БДТ – это не здание, это люди. Как говорилось выше, туда сразу пришли лучшие, и только они и выходили на сцену. Например, именно в БДТ взошла звезда актера Николая Монахова, его фотографий в экспозиции театра довольно много.

«Он играл короля Филиппа в спектакле «Дон Карлос». На тот момент Николай Монахов уже был достаточно известным актером, однако работал в основном в опереттах. Некоторые сомневались в том, что он сможет быть убедительным в драматической роли, но он смог. Вообще, многие артисты, задействованные в первой постановке, стали ведущими актерами театра на много лет вперед. Это и Владимир Максимов, и Василий Софронов, и Надежда Комаровская, и многие другие», – рассказал Вениамин Каплан.

БДТ неоднократно предоставлял сцену и иностранным артистам. В разные годы здесь выступали танцовщица Айседора Дункан, артисты Сара Бернар, Элеонора Дузе, Томмазо Сальвини и другие.

«Айседора Дункан выступала в нашем театре и до революции, и после, она очень любила эту сцену. У нас с ней очень много афиш», – сообщил глава творческо-исследовательской части БДТ.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

После прорыва

Когда началась Великая Отечественная война, руководство БДТ начало эвакуацию в Киров. К 8 сентября, когда фашисты окружили город, большая часть ценных декораций и костюмов была вывезена. В БДТ разместился пост противовоздушной обороны, а в подвале театра была небольшая лечебница и скромная столовая для артистов и сотрудников Комитета по охране памятников. Артисты БДТ вернулись в Ленинград в 1943 году – сразу после прорывала блокады.

«У нас сохранилась программка 1943 года, на которой артисты от радости сообщили, что наконец-то вернулись в родной театр со спектаклем «Давным-давно» по пьесе Александра Гладкова. А осенью 1943 года даже прошел набор в театральную студию при театре – всем очень хотелось вернуться к нормальной жизни», – рассказал Вениамин Каплан.

Золотые годы

Самая яркая страница в истории театра началась в 1956 году, когда сюда пришел режиссер Георгий Товстоногов. Именно он собрал в театре великолепную труппу, многие актеры которой до сих пор блистают на сцене БДТ.

«В 1959 году вышел спектакль «Варвары», в котором предстал весь ансамбль актеров, на многие годы составивших славу нашего театра, в том числе Татьяна Доронина и Олег Басилашвили. Татьяна Доронина в одночасье стала ведущей актрисой театра, а Басилашвили стал таковым только через несколько лет. В одном из интервью Олег Валерианович рассказывал, что однажды к нему подошел Георгий Товстоногов и сказал: «Не вздумай уходить, ты мне нужен». Он остался и стал выдающимся артистом», – рассказывает Вениамин Каплан.

Визитной карточкой театра в товстоноговский период стал спектакль «Идиот», в котором князя Мышкина сыграл актер Иннокентий Смоктуновский. Премьера постановки состоялась в 1957 году, а в 1966-м театр выпустил вторую редакцию этого спектакля. В 1975 году в театр пришла уже известная по фильму «Большая перемена» (0+) Светлана Крючкова, в 1983-м – Алиса Фрейндлих, за спиной которой были «Служебный роман» (6+) и «Д`Артаньян и три мушкетера» (0+).

В 1989 году с гастролями в БДТ приехал спектакль «Вишневый сад» английского режиссера Питера Брука.

«Я попросил у Брука автограф для нашей экспозиции, и он тут же написал на английском: «Театр не может быть музеем, но музей может быть театром». А пьеса у них была очень скучная», – рассказал глава творческо-исследовательской части БДТ.

Фото: Дмитрий Фуфаев / «Петербургский дневник»

Искусство в цифру

Все эти 105 лет экспозиция развивалась вместе с театром. Так, экспонаты хранятся специальных железных шкафах, а макеты спектаклей выставлены в боксах из антибликового стекла.

«У нас историческая экспозиция, поэтому большая часть экспонатов выставлены на постоянной основе, однако мы регулярно показываем что-то новое. Последние три года назад появился макет спектакля «Горе от ума», – сообщил Вениамин Каплан.

Изюминкой экспозиции стала часть, посвященная спектаклю «История лошади» по повести «Холстомер» Льва Толстого. За стеклом гости могут рассмотреть костюмы, которые когда-то надевали Олег Басилашвили, Евгений Лебедев и Валентина Ковель. А кормушку, наполненную овсом – реквизит спектакля, – можно даже потрогать.

«Мы проводим экскурсии по заявкам, также зрители свободно посещают экспозицию перед спектаклями и в антрактах. Однако для того, чтобы как можно больше людей увидели наши экспонаты, мы активно занимаемся оцифровкой фондов. Уже сейчас мы можем предоставить в электронном виде фотографии, эскизы, программки и афиши наших спектаклей», – рассказал Вениамин Каплан.

Закрыть