Яндекс.Метрика
  • Юлия Николаева

Петербургские школьники посетили Музей блокадной медицины на Старорусской улице

Тематические встречи для старшеклассников там станут регулярными
Фото: Юлия Николаева

Летом 1941-го жители Ленинграда не могли поверить, что совсем скоро их жизнь изменится навсегда. И тем более сложно было представить, какой ужас их ожидает в течение четырех лет. Такими словами начала свой рассказ профессор, доктор медицинских наук Татьяна Голубева. Она – идеолог и один из основателей Музея блокадной медицины, созданного в Лечебно-диагностическом реабилитационном и научном центре для жителей блокадного Ленинграда Госпиталя для ветеранов войн. Слушатели – ученики 11-го класса школы № 230 с углубленным изучением химии и биологии.

Подвиг врачей

«Было такое рассуждение: ну да, война, но она скоро закончится, и все встанет на свои места. Шло время. Первого сентября 1941 года ученики и студенты пошли в свои учебные заведения. Наступило 8 сентября – дата, которую все ленинградцы-петербуржцы должны помнить. Город был окружен, началась блокада – страшная многодневная драма. Люди находились в некоторой растерянности, поскольку никто не был готов воспринять то, что происходило. И эта растерянность касалась даже учреждений здравоохранения. И только в марте 1942 года на должность председателя Комитета здравоохранения города пришел Федор Машанский, который до этого был директором Травматологического института. Жесткий и требовательный, он многое изменил в работе системы здравоохранения и учреждений здравоохранения города», – рассказала Татьяна Михайловна.

Женщине довелось увидеть научные труды медиков блокадного Ленинграда – тоненькие книжки на очень плохой бумаге, но это были настоящие статьи. Врачи изучали патогенез заболеваний: что происходит в органах, системах организма во время голода. Сейчас уже имеется достаточное количество работ о том, как влияет голод на мозг, психическую деятельность человека. «Сейчас появляются публикации, к примеру, почему исчезли животные в городе. Да потому что нечего было есть. И некоторые не могут этого понять и начинают жителей блокадного Ленинграда в чем-то обвинять. Но они не правы, потому что под влиянием голода изменялась мозговая деятельность», – сообщила Голубева.

Татьяна Михайловна напомнила, что у фашистов был четкий план: бомбить город не обязательно, но население должно погибнуть от голода и инфекций. Не было ни света, ни воды, ни тепла, люди все время находились в теплой одежде – все это способствовало возникновению сыпного тифа.

«Но Машанский сумел организовать работу бань в условиях нехватки ресурсов. И, несмотря на все тяготы, к концу 1942 гола с сыпным тифом удалось справиться. Благодаря проведенной иммунизации детей удалось также справиться с брюшным тифом», – объяснила блокадница.

Не меньшую опасность представляли тифозная вошь и другие инфекционные заболевания. Но и их распространение также удалось локализовать, так как была организована и глубоко продумана совместная работа санитарно-эпидемиологических служб, как военных, так и гражданских, рассказала доктор медицинских наук.

Фото: Юлия Николаева

Будущее музея

В беседе с корреспондентом «Петербургского дневника» Татьяна Голубева напомнила, что Музей блокадной медицины довольно маленький и рассчитан, прежде всего, на индивидуального посетителя, имеющего особый интерес и программу.

«Сейчас мы подошли к определенному рубежу и пониманию, как модифицировать экспозицию с учетом современных особенностей и современного восприятия тех далеких событий. Мы решили использовать технические средства, в частности, аудиогиды с записями экскурсии и аудиогиды с записями воспоминаний блокадников. Такие лица и кандидатуры для записи у нас есть. Кроме того, мы хотим немного модифицировать экспозицию с привлечением технических средств, использовать различные биологические световые модели. Скажем, там может появиться бесценная рыбка колюшка, памятник которой стоит в Кронштадте. Жир этой рыбки помог спасти здоровье и жизнь многим раненым с тяжелыми гангренозными поражениями конечностей. Мы хотим, чтобы посетители увидели биологическую модель сои: как ее выращивали, обрабатывали и как получалось соевое молоко, благодаря которому выжили очень многие младенцы. А ещё – хвойный экстракт, как собирали хвою, какие заводские способы переработки использовали, чтобы получался бесценный хвойный экстракт», – поделилась планами собеседница издания.

В ближайшие годы инициаторы создания экспозиции хотят внедрить более подробный рассказ о личностях медицинских работников, их жизни, окружении, интересах и взглядах на происходящее.

«Среди блокадных медиков было очень много людей, которые любили и понимали музыку, были люди, которые занимались живописью, очень многие писали стихи и прозу – об этом тоже будет интересно узнать людям», – рассказала Голубева.

Музей блокадной медицины был открыт 5 лет назад. За это время его посетителями стали студенты медицинских вузов и колледжей, пациенты больницы. По инициативе начальника Госпиталя для ветеранов войн Максима Кабанова решено проводить регулярные тематические встречи и занятия не только для студентов, но и для школьников. Как заметил заместитель начальника Госпиталя для ветеранов войн Евгений Доценко, заявку на посещение может отправить любая школа, но предпочтение будут отдавать профильным учреждениям и классам. Периодичность приема учеников раз в месяц.

Мнения учеников

«Услышать исповедь человека, непосредственно участвовавшего в тех далеких событиях, очень важно для меня. Человек обладает большим объемом информации о том, что происходило в годы блокады Ленинграда, знает, в каких тяжелейших условиях развивалась медицинская наука – все это дорогого стоит для тех, кто решил связать свою жизнь с медициной», – поделился впечатлениями ученик 11-го класса школы №230 Глеб Кабанов.

«Помнить историю, значит заботиться о будущем. История медицины вливается в историю всего блокадного Ленинграда. Приятно пообщаться с очевидцем событий, узнать о людях военного времени. Теперь стало понятно, как врачи смогли помочь городу выжить», – рассказал ученик 11-го класса школы №230 Александр Соколов.

«Мне было невероятно интересно услышать историю того, в каких тяжелейших условиях происходило лечение жителей блокадного города, узнать об угрозе существования Ленинграда и проявлении мужества и высокого морального духа, потому что выжить в тех условиях – невероятно тяжелое испытание, которое меняет человека. Я горжусь тем, что услышал рассказ от блокадника, человека, который все видел своими глазами. Потому что ни один другой человек не сможет рассказать так достоверно, как тот, кто пережил все эти ужасы», – уверен ученик 11-го класса школы №230 Александр Кирсенков.