Яндекс.Метрика
  • Нина Астафьева

Как в Петербурге защищают право на труд для мам-одиночек

Учат, подыскивают работу, судятся с недобросовестным начальством
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

На днях Государственная дума РФ приняла в третьем чтении поправки в Трудовой кодекс, защищающие матерей-одиночек. Теперь увольнять одиноких родителей нельзя до достижения детьми возраста 16 лет, а раньше порогом становилось 14-летие. Интересы молодых мам и прочих уязвимых категорий защищает Трудовая инспекция, а найти им подходящую работу помогает Центр занятости при Комитете по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.

Принцип одного окна

Лишиться из-за семейных обстоятельств рабочего места – обидно, но еще тяжелее – вообще не устроиться на работу, например, если из-за внезапной беременности не было возможности выучиться. Между тем рабочие места в Петербурге есть, особенно среди синих воротничков. И на заводах готовы обучать рабочим профессиям, в том числе женщин, тем более что станки стали совершеннее, и работа за ними не требует больших физических затрат.

«Женщины сейчас востребованы не только на швейном производстве, но и в качестве оператора станка с ЧПУ, электромонтажника, монтера. Это, конечно, ломка сознания: кардинально поменять профессию, но у женщины более гибкая психика, и им проще сделать такой шаг, – говорит Татьяна Иванова, исполняющая обязанности руководителя Центра занятости населения. – Особенно когда они узнают, что токарь 6-го разряда может зарабатывать до 200 тысяч. Начинающий, конечно, меньше».

Пусть в Петербурге пока нет единого окна, куда может обратиться женщина, оказавшаяся в трудной ситуации, и получить сразу работу, садик и место в общежитии. Но задел создан. Большие заводы готовы обучать своих сотрудников прямо на рабочем месте, платя им ученическую зарплату – такую, чтобы хватало на житье. Многие оплачивают дефицитным сотрудникам пребывание в гостевых домах или даже снимают квартиры. А детские сады возле заводов вдалеке от больших «спальников» не перегружены и могут принять ребенка.

На дому – предпочтительней

Но, как правило, молодые мамы ищут надомную работу. А в ЦЗН можно пройти обучение – если не новой профессии, то дополнительным навыкам: от написания резюме до открытия собственного дела. А чаще – и получить профессию, и освоить soft-skills.

По данным за 2022 год, на курсы в рамках национального проекта «Демография» были зачислены 8345 человек, 3878 из них – это молодые мамы. Они, как правило, выбирают курсы «Азбука цифры. Аналитик маркетплейсов», «Интернет-маркетинг: цифровые технологии в продвижении», «Бухгалтер субъекта малого бизнеса», «1С-программист». Обучение – сначала очное, потом удаленное. Но преподаватели не просто отчитывают лекции, а ведут индивидуальные консультации. Для зачета по специальности «Web-дизайн» надо представить собственный сайт.

И эти профессии – не дань моде, а отклик на реальные запросы работодателя. Потому что магазины нуждаются в SMM-менеджерах, а крупные маркетплейсы – в пунктах выдачи. Многие готовы получить статус самозанятых и работать мастерами ногтевого дизайна и парикмахерами. Желающих стать поварами и кондитерами немного меньше, потому что такая работа почти не предусматривает надомничества.

«По итогам 2023 года трудоустроено 51 625 человек, из них 17 314 прошли обучение по различным программам», – рассказала Анна Карпова, замначальника отдела информационного обеспечению Центра занятости.

Про мошенников и подростков

Даже современным специальностям вроде «продвижения в соцсетях» обучают лицензированные образовательные организации, прошедшие конкурс и отобранные в специальный пул.

«В последнее время люди стали грамотнее и на простецкие мошеннические уловки не ведутся, – говорит Татьяна Иванова. – Я имею в виду – когда на сайте размещена вакансия, а в реальности ее нет, зато есть люди, вымогающие деньги за псевдообучение или за санкнижку. У нас все поставщики вакансий проходят идентификацию через «Госуслуги», поэтому мошенников мы отсекаем. Бывает, правда, что вакансия висит на сайте, а в реальности ее уже нет: работодатель нашел подходящего кандидата, а снять объявление забыл. Но это редко. А что касается санитарных книжек, то мы перед обучением действительно можем их затребовать. Соискатель проходит врачей за свой счет, а потом ему компенсируют расходы. Иначе невозможно: вдруг окажется, что у человека есть противопоказания, а на него уже потрачены деньги за обучение. Нет уж, сначала пусть будет комиссия, потом учеба, а потом работа».

Зато соискатели, прошедшие обучение в ЦЗН, находят работу в два раза чаще. Подсчитано.

Для подростков вакансии есть тоже, но в 17 лет можно работать только 7 часов в день, а до 17 лет – и вовсе 4 часа. Поэтому несовершеннолетних соискателей берут только на работу с гибким графиком. Чаще всего – в кол-центры. Почему-то молодежь привлекает именно работа в офисе. Тех, кто готов работать не сидя, а на ногах, охотно нанимают в комплектовщики.

Как увольняют

Судебная статистика гласит: за последние десять лет не менее 60 петербурженок оспаривали в судах свое увольнение. В основном работодатель увольнял сотрудниц сразу при наступлении беременности, а иногда – при выходе из декрета. Проштрафились на этом самые разные организации: воинские части, детские сады, ТСЖ, зоопарк бабочек, порт. Из Консерватории увольняли беременную артистку балета, из пожарной части – телефонистку. Всех их по суду восстанавливали в должности и платили компенсации за вынужденный прогул.

За незаконными увольнениями пристально следит Трудовая инспекция. Хотя сами инспекторы признают: это не сверхважная проблема, есть и посерьезней. Например, борьба с задержками зарплат или организация обучения. Оказывается, некоторые обучающие комбинаты организовывают учебу, но без практики – а потом все удивляются, откуда несчастные случаи на производстве.

«На моей памяти было три кейса, когда инспекции приходилось отстаивать права молодых родителей, – рассказала Мария Сидоренко, начальник отдела инспекции труда по Петербургу. – Интересная ситуация произошла с работником одного крупного предприятия. По сокращению штата был уволен многодетный отец, который являлся единственным кормильцем в семье, так как супруга не работает. Работодатель утверждал, что не располагал сведениями о наличии у работника статуса единственного кормильца, однако инспектору удалось доказать обратное. Итог: работник восстановлен в занимаемой должности».

Был еще один случай: работница обратилась с жалобой на незаконное увольнение по сокращению, несмотря на наличие у нее ребенка-инвалида. Причем информацию о ребенке работница предоставила только после вынесения приказа об увольнении, а это уже было похоже на злоупотребление правом. Суд, впрочем, признал увольнение незаконным, и работница была восстановлена в занимаемой должности. Более того, после восстановления, когда отпала необходимость скрывать наличие ребенка-инвалида, работница стала использовать в полную силу гарантии, представленные Трудовым кодексом, то есть дополнительные выходные дни.

На заметку

Сейчас Государственная дума РФ работает над законопроектом, который запретит увольнять вдов ветеранов боевых действий. Защита обеспечена на год – при условии, что в это время женщина не вступила в повторный брак.