Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

12 лет в мастерской: где сегодня хранится гранитный памятник писателю Виталию Бианки

В ближайшее время планируется начать сбор подписей за появление скульптуры в поселке Лебяжье
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В Ленинградской области спустя 12 лет могут вновь вернуться к вопросу установки памятника писателю и журналисту Виталию Бианки. В ближайшее время планируется начать сбор подписей жителей региона за появление скульптуры в поселке Лебяжье.

Двенадцать лет назад в поселке Лебяжье Ломоносовского района Ленинградской области мог появиться памятник советскому писателю, педагогу и журналисту Виталию Бианки. Однако скульптуру так и не установили.

За это время ушли из жизни два автора работы – скульпторы Виктор Онешко и Анатолий Дема. Сменилась и администрация Лебяженского городского поселения, с которой велись переговоры об установки памятника.

Один из участников проекта Игорь Чес – скульптор и художник, ученик Виктора Онешко и исполнитель – художник, член Санкт-Петербургского Союза художников Андрей Руднев рассказали, как началась и шла работа над созданием образа.

Два мастера и ученик

К слову, место для скульптуры писателя выбрано не случайно – именно в этом поселке Виталий Бианки провел свое детство.

«История создания памятника Бианки началась с предложения советского и российского актера театра и кино Виктора Харитонова. Сам актер на тот момент жил в городском поселении Лебяжье, где открыл в одной из местных школ театральную студию. Она пользовалась успехом у местных жителей, поэтому он был в хороших отношениях и со школой, и с администрацией городского поселения. Виктор Харитонов обратился с идеей установить памятник Бианки к своему другу, скульптору Анатолию Деме. Анатолий Гордеевич буквально сразу нарисовал эскиз, показал актеру, которому работа понравилась, было решено начать воплощать ее в жизнь», – рассказывает Игорь Чес.

Анатолий Дема руководил тогда кафедрой  архитектурно-декоративной пластики Санкт-Петербургской государственной художественно-промышленной академии имени А.Л. Штиглица. Работа над образом Виталия Бианки легла в основу дипломной работы выпускника академии, скульптора и художника Константина фон Рибена, которая впоследствии велась под руководством Анатолия Демы.

«Над образом работали в то время три человека. Лепил бюст писателя студент Академии Штиглица Константин фон Рибен под руководством автора эскиза Анатолия Демы. Затем Константин защитил диплом – это был как раз 2012 год, а работа над образом писателя продолжалась, и Анатолий Гордеевич пригласил моего учителя, скульптора Виктора Онешко, который, безусловно, был человеком артистичным, настоящим профессионалом своего дела», – рассказывает Игорь Чес.

По его словам, в дальнейшем Константин фон Рибен должен был вырубить бюст из гранита, однако подвернул ногу и не смог продолжить работу.
«Тогда Виктор Федорович обратился ко мне и попросил заняться вырубкой скульптуры из гранита», – добавил Игорь Чес.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Готов к установке

«Над скульптурой из гранита мы с коллегами работали у меня на территории камнерезной мастерской, недалеко от станции метро «Старая Деревня». И вот уже 12 лет она здесь и хранится, – рассказывает руководитель камнерезной мастерской Андрей Руднев. – Моя задача была – выполнить постамент для памятника, и я ее сделал. Ничего сложного в этой работе не было».

По его словам, помимо скульпторов над памятником работали и архитекторы. В частности, автор композиции Всеволод Чурилин, а надпись на постаменте из золота (Виталий Бианки) выполнила Эльвира Верстунина.

Фактически памятник общей высотой 2,8 метра был готов к транспортировке и установке в Лебяжьем, но в 2012 году администрация муниципального образования поселка сменилась и вопрос о судьбе памятника буквально повис в воздухе.

«Года два назад со мной связывался представитель уже нынешней администрации городского поселения. Он собирался приехать ко мне в мастерскую, но встреча не состоялась из-за разных обстоятельств, – говорит Андрей Руднев. – Конечно, хотелось бы, чтобы скульптуру установили. Тем более что памятник готов к монтажу. Все, что ему сейчас нужно, – очистка от осевшей за 12 лет пыли и грязи и косметическая проработка элементов скульптуры».