Яндекс.Метрика
  • Эльвира Романова

Вероника Форд: «Я хочу пробудить в людях человечность, терпеливое отношение друг к другу и настоящую любовь»

Актриса, режиссер и кастинг-директор – о работе в христианском театре «Странник», собственных проектах и любви к чтению
Фото: из личного архива героя публикации

«Петербургский дневник» и «Писательская академия Антона Чижа» этой осенью вновь запускают полюбившийся многим проект «Детектив по пятницам». Рассказы талантливых авторов снова озвучат не менее талантливые актеры. Одной из них стала актриса, режиссер и кастинг-директор Вероника Форд. Она рассказал о работе в христианском театре «Странник», собственных проектах и любви к чтению.

– Вы играете Настасью Филипповну в спектакле по самому пронзительному роману Достоевского о любви «Идиот». Что для вас эта роль? Каково было в нее погружаться?

– Роман «Идиот», можно сказать, сопровождает меня всю жизнь. И каждый раз при его появлении происходит какое-то очень значительное событие, и она кардинально меняется. Именно поэтому когда я услышала, что наш художественный руководитель собирается делать по нему постановку, для меня не было сомнений – я точно знала, что должна в ней играть! Конечно, изначально я думала, что сыграю Аглаю, так сильна была во мне, так сказать, заштампованность лирическими образами. Шучу, конечно. Но режиссёр действительно видел во мне только лирическую героиню и сначала тоже никак не мог для себя принять тот факт, что я буду играть Настасью Филипповну. Однако мы рискнули, и вот уже пять лет я с огромным удовольствием играю эту роль, каждый раз открывая в ней что-то новое для себя и зрителей. Могу сказать, что роль Настасьи Филипповны оказалась для меня судьбоносной и полностью изменила мою жизнь.

– Театр «Странник», где вы работаете, позиционирует себя как христианский театр. А в чем отличие от театра светского? Репертуар? Интерпретации?

– В первую очередь христианская направленность театра «Странник» в том, что здесь зритель не увидит новомодных постановок, эпатажа и низкопробного юмора. Репертуар состоит преимущественно из классических произведений русских писателей, в первую очередь поднимающих, конечно, духовно-нравственные темы. Сейчас мы сформировали свою небольшую труппу из профессиональных и непрофессиональных, но прошедших обучение актёров. Также работаем с классикой и выступаем как в театре «Странник», так и на своей площадке, и в небольших ДК. Детские кукольные спектакли показываем также в воскресных школах.

Одна из ведущих постановок нашего актёрского клуба – «Праздничный сон до обеда» по одноимённой пьесе Н. А. Островского. В процессе постановки сейчас спектакль «Палата» по мотивам рассказов А. П. Чехова.

– Вы также театральный режиссер. В 2018 году поставили спектакль «Храните память о войне» к 75-летию Победы в Великой Отечественной войне. В этом году – «Трильфы. Пережить зиму». Кто такие трильфы? И что это был за спектакль?

– Как режиссёр я, конечно же, прошла школу в первую очередь в театре «Странник». И хотя мои постановки являются авторскими, они тоже несут в себе, так сказать, классические ценности. Через своё творчество я хочу пробудить в людях человечность, терпеливое отношение друг к другу и настоящую Любовь! И в первую очередь, конечно, в детях.

Спектакль «Храните память о войне» в жанре «зримой песни» был поставлен в 2018 году, при участии петербургского баритона Сергея Зыкова, актёров театра «Странник» Руслана Китайгородского и Светланы Бакулиной и Казачьего ансамбля Невской станицы, которым я на тот момент руководила. Этим спектаклем я хотела показать подрастающему поколению все ужасы и боль военного времени.

«Трильфы» родились прямо на занятии по актёрскому мастерству с детишками. Я даже прописывала характер каждого персонажа исходя из особенностей наших учеников. Это история о дружбе и предательстве, борьбе со злом и взаимопомощи. Впоследствии я развила эту тему до отдельного волшебного мира – мира трильфов: древесных эльфов (название состоит из двух английских слов «tree» – дерево и «elf» – собственно эльф. Очень хочу собрать воедино свои наброски и издать книгу об этой вселенной и её шаловливых обитателях. Ребята до сих пор с теплом вспоминают постановку и требуют продолжения. Так что, возможно, истории о трильфах ещё не раз порадуют зрителей театра.

Фото: из личного архива героя публикации

– В этом году должен выйти ваш короткометражный фильм «Гуру» – история йогина, который должен спасти самую заблудшую душу. Почему вдруг такая тема? Чем она вам близка?

– В последнее время я заинтересовалась темами Востока. И в особенности историей, культурой и религиозными течениями Индии. И я наблюдаю много общего с христианством. Кто по-настоящему хочет видеть, тот этого отрицать не будет. В моём фильме «Гуру» поднимаются темы моральных ценностей, не относящихся к какой-то определённой религии. Основные вопросы фильма: если ты оступился, сделал какой-то серьёзный проступок, поздно ли что-то исправлять? Или стоит сделать это, как только возник душевный порыв (в случае фильма «Гуру» этот душевный порыв визуализирован в виде фантастического помощника – некоего Йогина, дающего толчок к развитию покаяния в душе, поддавшейся греху). Прежде чем спасать чужие души, не стоит ли обернуться к своей? Может ли человек, даже постоянно пребывающий в молитве, быть безгрешным? Чем можно пожертвовать для спасения человеческой жизни?

«Гуру» – это фильм-притча. И каждый посмотревший вынесет оттуда что-то полезное именно для себя.

– Как кастинг-директор вы работали на фильме Андрея Носкова «Мужчина к Новому году». Каково было работать с мэтрами отечественного кинематографа? Что запомнилось на съемках.

– Съёмки фильма «Мужчина к Новому году» проходили, можно сказать, в экстремальных условиях. Надо было очень оперативно работать, чтобы успеть снять прекрасные зимние виды нашего города. Поэтому мы работали и в лютый мороз, и в условиях большой проходимости магазина «Пассаж», и несколько ночных, очень загруженных смен. Однако Андрей собрал такую сплоченную команду, что никто не возмущался. Он сам как режиссёр работал фактически круглые сутки, а как человек, он всегда очень открытый, душевный и ответственный, поэтому съёмочная группа и актёры полностью ему доверяли.

Что я могу сказать по поводу медийных актёров в этом фильме? Только то, что я счастлива, что мне довелось работать с ними! Это люди очень ответственные, работящие, без тени наигрыша и завышенного чувства собственной важности. Именно поэтому актёрский ансамбль получился таким слаженным и дружным. Что, конечно же, отразилось на атмосфере готового фильма. Это настоящие профессионалы и люди высокого искусства! Я бы хотела работать с ними снова и снова.

Отдельно хочу поблагодарить и актёров эпизодов и массовых сцен. Работая волонтёрами на проекте, все выкладывались по полной! Большую роль тут, конечно, сыграла харизма режиссёра. С ним настолько приятно работать, что очень многие были готовы приходить сниматься хоть каждый день. Жаль, что это было невозможно. Всего в этом фильме снялось более 170 актёров.

– Театр, съемки в сериалах, собственные проекты, как у вас на все хватает времени? Поделитесь секретом.

– На самом деле времени, конечно, на все мои задумки и проекты не хватает катастрофически! Но у меня есть близкие люди, которые мне помогают, беря часть забот на себя. Это в первую очередь мой вдохновитель – Александр, главный герой моего фильма «Гуру». С которым мы вместе делим все печали и радости жизни, а заодно и работаем. И, конечно же, мои дети – Николай, Александра, Алексей и Серафим, взявшие на себя львиную долю работы по дому. Они мне так и говорят: «Ты, мама, делаешь хорошие дела, поэтому мы всегда готовы тебе помочь и поддержать!» Так и справляемся.

– Наш проект «Детектив по пятницам» литературный, поэтому не могу не спросить: сами вы любите читать и хватает ли времени на чтение? Какие книги любите читать? Что из последнего вдохновило, восхитило, заставило задуматься?

– Читать я люблю с детства. У моей бабушки была большая библиотека, которая частично переехала и в мой дом. Однако, как вы правильно заметили в предыдущем вопросе, времени свободного у меня практически нет, поэтому чтение художественной литературы я пока для себя отложила. И читаю сейчас только те произведения, которые мне нужны для театральных постановок или набросков сценариев будущих фильмов. Из последнего я недавно перечитала несколько рассказов Антона Павловича Чехова и Мориса Метерлинка. Ну и, конечно же, я читаю профессиональную литературу, необходимую мне сейчас в учёбе и работе. Такие книги, как «Психология в кино» Татьяны Салахиевой-Талал, «Режиссёр и актёры» Джудит Уэстон, методические пособия по драматургии и другие тематические издания.

– Вы петербурженка – есть ли места в городе, где вы ищете вдохновение?

– Да, вы правы. Я по маме петербурженка в пятом поколении (это только по тем родственникам, что известны были моей бабушке). Но несмотря на это, я больше ищу вдохновение в уединённых местах: в лесу, у воды, реже в парках города. Если у меня выдаётся долгожданный выходной, мы стараемся сразу выбраться куда-нибудь за город. И лучше с палаткой.

Например, первого января этого года мы, вооружившись фотоаппаратом, отправились на берег Финского залива в Большую Ижору. Было очень холодно, доставали фотоаппарат лишь на несколько секунд. Зато какие потрясающие получились кадры!

Закрыть