Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Виктор Горбачев: «Брать деньги за то, что люди хотят лететь рядом со своими родными, – это безобразие»

Эксперт – о поправках в Воздушный кодекс
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Авиакомпаниям в РФ запретят рассаживать родителей и их детей в самолетах – такие поправки в Воздушный кодекс готовят в «Единой России». До сих пор власти лишь «рекомендовали» перевозчикам не разъединять семьи в самолетах. В авиакомпаниях это учли, но каждая по-своему оговорила это в правилах полетов. Как считает генеральный директор ассоциации гражданской авиации «Аэропорт» Виктор Горбачев, эта идея давно обсуждается в кругах авиаторов и должна быть реализована как можно быстрее.

«Я считаю, что это прекрасная, своевременная инициатива. Сегодня в российских авиакомпаниях творится какая-то вакханалия с рассадкой. Несмотря на то что свободные места в самолетах часто имеются в наличии, при регистрации авиакомпании дают далеко отстоящие друг от друга места не только родителям и детям, но и взрослым членам одной семьи. Часто жену сажают в первый салон, а мужа – в самый хвост лайнера. А если вы хотите сидеть вместе во время полета, то вы должны обязательно за это заплатить. С чего это вдруг, простите? Где это такое есть еще в мире?» – задается вопросом эксперт.
По его мнению, принудительная платная рассадка семей – это чисто наша, внутрироссийская идея, и рано или поздно она должна была встретиться с ответной инициативой.

«Я полностью поддерживаю то, что авиакомпаниям запретят рассаживать семьи в самолетах. Но если в салоне действительно нет мест рядом, то надо определить, до какого возраста ребенка можно считать несовершеннолетним. Сейчас у нас паспорт впервые выдают гражданину в 14 лет, и этот возраст можно взять за точку отсчета, – продолжил Горбачев. – Мы уже давно обсуждали эту проблему на наших заседаниях. Понятно, что авиакомпаниям хочется и дальше получать дополнительные деньги, в том числе потому что, по нашим подсчетам, около 80% оплат за услугу «Выбор места» осуществляется наличными в аэропортах при регистрации. На мой взгляд, брать деньги за то, что люди хотят лететь рядом со своими родными, – это безобразие».

Горбачев напомнил, что услуга «Выбор места» приносит сегодня авиакомпаниям неплохой доход.

«Все это понятно. Но ранее такого никогда не было, и это не прописано ни в Воздушном кодексе, ни в федеральных «Авиационных правилах перевозки пассажиров». На мой взгляд, это чисто инициатива самих авиаторов, и первой ее стала использовать несколько лет назад компания «Победа». Они додумались брать с пассажиров дополнительные деньги даже за то, что те пытались зайти на борт с пакетами из магазинов «Дьюти-фри». Опять же с чего это вдруг? Люди тогда обратились с жалобами, и эту придумку отменили. Зато они придумали идею с рассадкой пассажиров», – напомнил глава ассоциации «Аэропорт».

На вопрос о том, что частичную отмену услуги «Выбор места» придется кому-то компенсировать, Горбачев задал встречный вопрос: что именно в данном случае нужно компенсировать?

«Никто не обязан компенсировать авиакомпаниям дополнительное взимание денег с пассажиров. Условно говоря, средний авиабилет стоит пять тысяч рублей. Потом в процессе его покупки пассажир должен заплатить за обеспечение авиационной безопасности, за авиатопливо, за багаж, за выбор места, да еще какие-то «аэропортовые сборы». И когда все это вместе «набегает», получается весьма внушительное удорожание! При этом хочется напомнить авиакомпаниям: «Ребята, вот это все вообще-то изначально «вбито» в цену авиабилета!» – указал аналитик.

Он также напомнил: многие пассажиры покупают свои авиабилеты заранее, за два-три месяца, тем самым давая авиакомпаниям возможность все это время распоряжаться этими деньгами в своих целях.

«Вот вы купили авиабилет за три месяца до полета. А если за это время у пассажира изменятся обстоятельства, и он физически не сможет лететь? Или произойдет смена тарифов у самой авиакомпании? Все эти услуги сильно «утяжеляют» цену авиабилетов, создавая нагрузку на кошелек пассажиров, – подчеркнул Горбачев. – При этом авиакомпании могут распоряжаться «авансовыми» деньгами пассажиров не только в течение того срока, за который заранее куплен билет. Но и в случае форсмажора еще и в течение того времени, когда они возвращают пассажирам средства за несостоявшийся полет. Иногда этот срок может составлять полгода и более, да и сама сумма может быть возвращена пассажиру с удержанием ее части».

По мнению Виктора Горбачева, сегодня большинство изменений, которые вносятся Росавиацией и другими структурами в правила перелетов, почти всегда в пользу авиакомпаний. Поэтому в некоторых случаях нужно принимать и те изменения, которые играют на руку пассажирам, заключил он.

Напомним, группа депутатов «Единой России» готовит поправки в Воздушный кодекс, связанные с новым обязательством для авиакомпаний – им запретят рассаживать родителей и их детей в самолетах. Об этом рассказала первый зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая. Она уточнила, что подготовка законопроекта только началась, и сейчас парламентарии уточняют формулировки документа.

Депутаты пока не определили, для детей какого возраста должен быть актуальным этот запрет. Авторы документа рассматривают несколько вариантов, например для пассажиров до 12 или 14 лет, а в случаях инвалидности до 18. При этом для родителей такая норма должна быть бесплатной даже в случае с лоукостерами, которые зарабатывают на рассадке пассажиров в самолете, подчеркнула Буцкая. «Речь идет о безопасности перелетов, во время которых дети должны находиться рядом с родителями, а не через проход или ряд. Ребенок может испытывать сложности во время еды без взрослых либо шуметь. В итоге может возникнуть много ситуаций, в которых родители нужны в непосредственной близости», – пояснила она.
Сейчас авиакомпании по-разному решают этот вопрос. Часть из них «привязывает» билет ребенка к тому родителю, который первым сделал бронь, другие – к тому, кто в последнюю очередь оформил ее. Перевозчики могут по-разному трактовать совместную рассадку. Некоторые считают, что «если ребенок и взрослый сидят через проход, то в принципе они сидят рядом». Рекомендации по совместной рассадке перевозчики получили от Генпрокуратуры в конце 2023 года и зафиксировали их в своих правилах. Правда, за их нарушения не следует никакой ответственности.

Депутаты ГД уже провели совещание с Минтрансом, Росавиацией и Ространснадзором, а также компаниями «ЮТэйр», S7, «Аэрофлот» и «Победа». Стороны будут совместно работать над документами, «снимая» возражения бизнеса. Далее согласованный документ поступит на оценку экспертного совета «Единой России», затем его внесут в Госдуму.

Перевозчики сегодня принимают все возможные меры для того, чтобы совместно разместить на борту взрослого пассажира и путешествующего с ним ребенка в возрасте до 12 лет. Так, S7 Airlines дает возможность людям бесплатно «выбрать места в салоне, чтобы сидеть рядом независимо от тарифа». «Это можно сделать на стадии покупки, оформив билеты для всей семьи единым бронированием, при регистрации на рейс, которая открывается за 30 часов до вылета, или в аэропорту», – отметили авиаторы.