Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

Уникальную экспозицию открыли в Трубецком бастионе Петропавловской крепости

Она рассказывает, как выглядела квартира смотрителя тюрьмы
Фото: Роман Пименов/«Петербургский дневник»

Квартира чиновника XX века находилась на втором этаже в Трубецком бастионе. Там он проживал со своей семьёй. На выставке в Петропавловской крепости можно увидеть частично воссозданную обстановку помещений смотрителя тюрьмы.

«В течение года мы готовили данную экспозицию. Выставка занимает одно из ведущих мест. Это связано с домом или квартирой, где находился хозяин тюрьмы, который подчинялся только коменданту Петропавловской крепости и министру юстиции. Без их разрешения он не мог покинуть служебное место. В тюрьме находились самые высокопоставленные лица», – отметил генеральный директор Государственного музея истории Санкт-Петербурга Владимир Кириллов.

«Тотальная тишина»

Тюрьма Трубецкого бастиона была построена в 1872 году. Сооружение служило местом, куда ссылали политических заключённых. Всего было оборудовано порядка 70 камер. Через них прошло около двух тысяч арестантов. В их числе члены Временного правительства и участники юнкерского мятежа.

Сама тюрьма была создана по системе одиночного заключения. Кроме того, арестантов часто размещали через камеру, чтобы те не могли перестукиваться.

«Стены тюремных камер были оклеены обоями, под которыми скрывалась звукоизоляция. Это делали для того, чтобы заключённые между собой не общались. Тогда ещё пользовалась спросом азбука, условно говоря, придуманная декабристами. Звукоизоляцию сделали, чтобы пресечь эти попытки. К слову, арестанты ещё отказывались от свиданий с родными. Потому что было невыносимо только раз в месяц общаться», – рассказал куратор выставки Артём Бильчук.

Здание использовалось для тюремных целей вплоть до 1921 года. Последними ее узниками стали участники Кронштадтского мятежа.

Скромный интерьер

На экспозиции в Трубецком бастионе Петропавловской крепости представлена мебель и предметы быта конца ХIХ-начала ХХ века, подобные тем, что когда-то находились в квартире смотрителя. Выставка разделена на 4 блока. На первой площадке можно увидеть рабочий кабинет смотрителя. Во втором зале расположился макет тюрьмы Трубецкого бастиона, который даёт представление о внутреннем устройстве здания. В третьем помещении воссоздали часть столовой. В последующем – спальню.

«Мы знаем описание того, как размещалась мебель в помещении. Знаем, что у государственного служащего начала XX века был кабинет. Помещение мы воссоздали, там находятся отреставрированные предметы из нашего фонда. Также у нас представлен мультимедийный уголок, где можно узнать о преступлениях, которые обсуждались на военно-полевых и военно-окружных судах», – уточнил Артём Бильчук.

Квартира смотрителя занимала площадь около 175 квадратных метров. Для оперативного передвижения по зданию было предусмотрено несколько выходов: во внутренний двор, в приёмную и в тюремный коридор второго этажа.

«Сделали ещё отдельно лестницу специально для квартиры смотрителя, чтобы не сталкиваться с заключенными, чтобы можно было спокойно привести посетителя», – прокомментировал Артём Бильчук.

Также он отметил, что интерьер квартиры смотрителя был довольно скромным. Оштукатуренные и выбеленные потолки, стены помещений оклеивались узорными обоями.

«Из всех документально подтверждённых материалов у нас есть одна фотография, на которой изображён кусок обоев и печка. Если пройтись по всем залам, то можно заметить обои, на которых есть принт. Именно этот узор мы воспроизвели на основе фотографии, которая у нас сохранилась», – поделился куратор выставки.

«Записывал впечатления»

Кроме того, в экспозиции можно увидеть копию записной книжки смотрителя тюрьмы Георгия Иваншина. Туда он записывал все важные события, которые происходили в Трубецком бастионе. Дневник был передан Государственному музею истории Санкт-Петербурга в 1983 году.

«Он записывал многое. Свои впечатления, как происходили суды, как прощались с заключёнными, которые были приговорены к смертной казни. Он рассказывал, как они все вставали в круг, плакали, обнимались, отправляли друг друга в последний путь, – говорит Артём Бельчук. – Также он рассказывал о том, как человек справляется с этим заточением. Он писал, что если человек попадает в тюрьму Трубецкого бастиона, то заключённый либо исправится, либо станет законченным революционером».
По словам куратора выставки, благодаря ежедневнику Георгия Иваншина можно создать его психологический портрет.

«Можно сделать выводы, что человек был умный, начитанный, консервативный, с политическим взглядами. Но при этом многие заключённые относились к нему с теплотой. У него было шестеро детей. Можно сделать предположение, что он был хорошим семьянином», – рассказал Артём Бильчук.