Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Олег Пантелеев: «Новую услугу для пассажиров депутаты могли бы профинансировать из бюджета Госдумы»

Эксперт – о поправках в Воздушный кодекс
Фото: Олег Золото/«Петербургский дневник»

Авиакомпаниям в РФ запретят рассаживать родителей и их детей в самолетах – такие поправки в Воздушный кодекс готовят в «Единой России». До сих пор власти лишь «рекомендовали» перевозчикам не разъединять семьи в самолетах. В авиакомпаниях это учли, но каждая по-своему оговорила это в правилах полетов. Как считает главный редактор агентства «АвиаПорт» Олег Пантелеев, эта идея реализуема, но за нее кто-то должен заплатить.

«Что касается реализуемости этой инициативы, то, безусловно, при нынешнем уровне развития информационных технологий это вполне реальный сценарий. Компании могут при наличии в салоне незанятых двух или трех мест разместить там семейных пассажиров на самых разных этапах подготовки к полету. Сейчас еще на этапе бронирования авиабилета подавляющее большинство компаний, работающих на магистральных рейсах, могут предварительно назначить конкретные места для пассажиров. Если пассажир заранее предоставит соответствующий набор данных, то авиакомпании примут решение об этом», – сообщил Пантелеев.

Другое дело, что для авиакомпаний продажа услуги «Выбор места» – это неплохой дополнительный заработок, сообщил эксперт.

«Причем сегодня «Выбор места» – наиболее востребованная среди пассажиров дополнительная услуга. Если ограничить авиакомпании в возможности ее продажи, то большинство из них гарантированно получит некую «дыру» в бюджете, – уточнил глава «Авиапорта». – Далее нужно задаться простым вопросом. С одной стороны, мы видим, что уже более 10 лет государство стремится обеспечить ценовую доступность перевозок для всех пассажиров. Для этого оно занимается либерализацией правил перевозки, разрешает авиакомпаниям вводить «безбагажные», «невозвратные» тарифы и т. д. То есть дает возможность авиаторам переложить все дополнительные потребности пассажиров на самих пассажиров».

В итоге базовая цена авиабилета, «очищенная» ото всех дополнительных услуг, остается на минимальном уровне, напомнил он.

«Если же мы пойдем в обратном направлении и будем нагружать авиакомпании какими-то обязательствами, которые лишают их дополнительных доходов, то мы потом не должны упрекать их, что они начнут повышать цены на билеты, компенсируя недополученную прибыль. То есть нужно определиться – если мы хотим, чтобы авиабилеты были доступны для любых пассажиров, и с детьми и без детей, то мы должны дать возможность авиакомпаниям сэкономить и не нагружать их дополнительными обязательствами, – отметил Пантелеев. – Если же мы хотим сделать воздушный транспорт максимально клиентоориентированным, максимально полно учитывающим интересы различных социальных групп, то это тоже правильно и вполне возможно».

Это прекрасная модель, но только за нее кто-то должен заплатить, указал глава «Авиапорта».

«Если говорить об авиаотрасли, то за новую услугу должны будут заплатить либо все пассажиры, либо вообще все налогоплательщики, если она будет профинансирована из федерального бюджета через те или иные механизмы. Было бы совсем идеально, если бы депутаты, которые предлагают реализовать идею обязательной рассадки семей вместе, смогли бы изыскать средства на эту идею из бюджета Госдумы. Я уверен, что добро нужно делать своими руками, а не за чужой счет», – заключил Олег Пантелеев.

Напомним, группа депутатов «Единой России» готовит поправки в Воздушный кодекс, связанные с новым обязательством для авиакомпаний – им запретят рассаживать родителей и их детей в самолетах. Об этом рассказала первый зампред комитета Госдумы по защите семьи, вопросам отцовства, материнства и детства Татьяна Буцкая. Она уточнила, что подготовка законопроекта только началась, и сейчас парламентарии уточняют формулировки документа.

Депутаты пока не определили, для детей какого возраста должен быть актуальным этот запрет. Авторы документа рассматривают несколько вариантов. Например, для пассажиров до 12 или 14 лет, а в случаях инвалидности до 18. При этом для родителей такая норма должна быть бесплатной даже в случае с лоукостерами, которые зарабатывают на рассадке пассажиров в самолете, подчеркнула Буцкая. «Речь идет о безопасности перелетов, во время которых дети должны находиться рядом с родителями, а не через проход или ряд. Ребенок может испытывать сложности во время еды без взрослых либо шуметь. В итоге может возникнуть много ситуаций, в которых родители нужны в непосредственной близости», – пояснила она.

Сейчас авиакомпании по-разному решают этот вопрос. Часть из них «привязывает» билет ребенка к тому родителю, который первым сделал бронь, другие – к тому, кто в последнюю очередь оформил ее. Перевозчики могут по-разному трактовать совместную рассадку. Некоторые считают, что «если ребенок и взрослый сидят через проход, то в принципе они сидят рядом». Рекомендации по совместной рассадке перевозчики получили от Генпрокуратуры в конце 2023 года и зафиксировали их в своих правилах. Правда, за их нарушения не следует никакой ответственности.

Депутаты Госдумы уже провели совещание с Минтрансом, Росавиацией и Ространснадзором, а также компаниями «ЮТэйр», S7, «Аэрофлот» и «Победа». Стороны будут совместно работать над документами, «снимая» возражения бизнеса. Далее согласованный документ поступит на оценку экспертного совета «Единой России», затем его внесут в Госдуму.

Перевозчики сегодня принимают все возможные меры для того, чтобы совместно разместить на борту взрослого пассажира и путешествующего с ним ребенка в возрасте до 12 лет. Так, S7 Airlines дает возможность людям бесплатно «выбрать места в салоне, чтобы сидеть рядом, независимо от тарифа». «Это можно сделать на стадии покупки, оформив билеты для всей семьи единым бронированием, при регистрации на рейс, которая открывается за 30 часов до вылета, или в аэропорту», – отметили авиаторы.

Закрыть