Яндекс.Метрика
  • Анна Домрачева

«Частичка своей истории»: что петербуржцы дарят Музею обороны и блокады Ленинграда

Там состоялся «День Дарителя»
Фото: Анна Домрачева

Во время форума «Дневные звезды» и к 80-летию полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в Государственном мемориальном музее обороны и блокады Ленинграда прошел просветительский вечер «День Дарителя».

«В этот день мы можем сказать спасибо нашим дарителям, которые делятся с музеем своими семейными реликвиями, дарят нам частичку своей истории, чтобы сохранить культурное наследие нашей страны. В этот день мы поблагодарим потомков защитников города и всех тех, кто сохраняет память о битве за Ленинград», – отметила главный хранитель музея Анна Савельева.

Валечкины туфельки

По словам Анны Савельевой, существует две формы расширения и пополнения фондовых коллекций музея. Первая – целевые закупки. Вторая – дарения, жертвования.
«Наш музей пополняется исключительно благодаря нашим дорогим дарителям. При возрождении этот музей даже называли «народным», потому что блокадники и их потомки начали приносить сюда свои книги, игрушки, трогательные письма, документы... Для нас особенно ценными становятся предметы с историей. Подлинной, зачастую очень сильной историей. Например, у нас есть туфельки девочки Валечки Яковлевой, которая погибла в самом начале осады. Привезли родственники», – сообщила главный хранитель музея.

Организаторы воссоздали в музее атмосферу тех страшных и голодных лет: разрушенные стены, разбитые стекла, разбитые судьбы… Здесь все говорит о судьбах людей. Блокадный трамвай, комнатушки, в которых люди едва сводили концы с концами, а под прозрачным стеклянным полом на насыпи из земли лежат пули, заржавевшие каски, оружие. Среди подаренных музею предметов множество игрушек военных лет – куклы с оторванными ручками и ножками, погремушки, лодочки, уточки. Все они были подняты со дна Ладожского озера из трюма баржи, потопленной немецкой авиацией.

20 ноября 1941 года в Ленинграде были введены самые минимальные нормы снабжения продовольствием для населения. Так, на витринах музея выставлены всевозможные талоны на совсем маленький кусочек хлеба, карточки на крупу и макароны, талоны на сахар, а также на промышленные товары. Люди выживали как могли, пытались есть целлюлозу, технические жиры, альбумин, пекли оладьи из сухой горчицы, варили суп из обоев и изделий из кожи…

В музее хранятся блокадные письма с трогательными строками: «Костик, твои письма – это луч солнца в нашей мрачной жизни. Окна заколочены, нет ни воздуха, ни света. Весь день горит коптилка». Или: «Мамуся, идем на фронт. Привет всем на работе, возможно, встречусь с противником. Твой сын Костя». «В наш дом бросили бомбу. Всю ночь горели люди. Копали четыре дня, никого не накопали». «Вечером загудело по радио: всем из квартир в бомбоубежище. А я спать легла. Чтобы если и убило, в тепле лежать». «Господи! Ребята так голодны, что крошки собирают невидимые со стола и лижут пальцы». «У самого тридцатилетия Комсомола застывшие трамваи стоят, сидят там люди застывшие, мертвые. Всюду трупы: в санях, трамваях…»

Дарить не жалко

Традиция приносить в музей всяческие предметы, имеющие отношение к блокаде, продолжается до сих пор. Поток дарителей не иссякает! Так, «Петербургскому дневнику» удалось познакомиться с одним из них. Он рассказал о судьбе своего деда, директора Ленинградской объединенной киностудии и начальника фронтовых киногрупп Иосифа Хмельницкого.

«Мой дед всю жизнь посвятил кино, – говорит Виктор Петухов. – Когда я стал изучать архивы, меня заинтересовали его годы жизни в блокадном Ленинграде. Так, я нашел множество свидетельств, удостоверений и документов. Все это я принес в музей».

По словам Виктора Петухова, несколько лет назад он составил генеалогическое древо, достал папки с фотографиями и начал спрашивать у мамы, кто все эти люди.

«Некоторых мы идентифицировали. К сожалению, мама умерла в 2019 году. И я стал сам работать с документами в свободное время уже самостоятельно. Вот, например, моему деду подарили фотографию – портрет Паустовского. На фотокарточке даже есть дарственная надпись от Паустовского «Другу моего друга». Сам Паустовский считал этот портрет одним из лучших, а делал портрет фронтовой оператор. Вообще у моего деда была очень насыщенная жизнь», – подчеркнул внук.