Яндекс.Метрика
  • Владимир Фролов

Владимир Фролов: чем отличается новый Генплан Петербурга

Главный редактор журнала «Проект Балтия» – об основном градостроительном документе Петербурга
Фото: из личного архива автора

В конце прошлого года в Петербурге был принят закон о Генеральном плане города. Событие значимое: Генплан рисует направление, в котором будет развиваться мегаполис в ближайшие десятилетия (до 2050 года).

Предыдущий Генплан был принят в 2005 году и отличался достаточно жестким функциональным зонированием территорий, что на тот момент казалось не слишком прогрессивным свойством.

Мультифункциональность выступала тогда в качестве куда более привлекательного показателя, сулящего значительное урбанистическое оживление. Сегодня подобное представление кажется уже наивным, а либерализация способов использования территорий видится попросту опасной, поскольку ведет к разрастанию и так всепоглощающей жилой функции, которая научилась хорошо маскироваться. В новом Генплане селитебные области уменьшились на три процента. Что увеличилось? Дорожная инфраструктура. Считается, что это самая рискованная область развития города. Именно решение транспортных проблем стояло за наиболее травматичными территориальными реформами, изменившими облик крупнейших мировых столиц – Парижа в XIX веке, Нью-Йорка и Москвы в XX.

Петербургский зодчий Леонтий Бенуа, соавтор радикального проекта прокладки дублера Невского проспекта, писал перед самым началом Первой мировой войны, которая и помешала осуществлению его идей: «Дороги – это капитал, влагаемый в страну… Не надо бояться затрат, все надо валить в это дело – все сторицей вернется». Сложно сказать, так оно или нет, но мы благодарны архитектору за его здания и в то же время совершенно не жалеем, что Невский так и не был удвоен, хотя и заставляет порой постоять в пробках.

Однако все перечисленные городские реформы имели явственный визуальный образ будущего: Париж барона Османа – бульвары, Нью-Йорк Роберта Мозеса – дорожные развязки, Москва Никиты Хрущева – Новый Арбат. Есть ли такой образ в новом Генплане Петербурга? Пожалуй, нет. Даже пять новых мостов через Неву и вторая широтная магистраль не превращают город в Утопию. Вероятно, и к лучшему. Впрочем, на роль пространственных триггеров будущего могут претендовать пара тучерезов на Лахте – для них теперь предусмотрены соответствующие функциональные зоны. И все же, строго говоря, башни не часть самого Генплана.