Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Ленинград станет главным героем выставки в «Манеже»

Экспозиция, приуроченная к 80-летию со дня полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады, откроется 27 января
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

Если у вас мало времени, то идти на выставку в «Манеж», чтобы поставить еще одну галочку в своем культурном календаре, право, не стоит. И дело совсем не в том, что она масштабна и занимает все два этажа здания. И даже не в том, что для ее осмотра с аудиогидом нужно как минимум часа полтора. Эта выставка настолько глубоко погружает в события 80-летней давности, будто прямо сейчас переходишь черту, за которой – война.

«Именно на это мы и рассчитывали», – признается артист Сергей Мардарь – один из «голосов» аудиоспектакля, который, переходя из зала в зал, слушаешь на протяжении всего маршрута. Он говорит, что выставка построена по хронологическому принципу. И посетители, как в свое время ленинградцы, попадают из обычной жизни в блокадные сороковые.

«Самое пронзительное в экспозиции – это контраст переходного времени, контраст эпох. И, конечно, эмоции», – подтверждает один из ведущих исследователей истории блокады Ленинграда, историк Никита Ломагин, ставший консультантом проекта.

«Смысл выставки – в многоголосии основных героев, в попытке понять и сохранить себя», – объясняет он.

Вот зал со сваленной в углу мебелью, которая еще недавно служила ленинградцам. Неподалеку – картины эвакуации по Ладоге. Еще чуть дальше – заводской цех, в котором рабочие льют снаряды, и лаборатория, сотрудники которой даже в этих условиях работают на науку.

По вечерам они ходят в театр, меняя хлебные карточки на билет. Это удивляет даже артистов, которые каждый день надевают легкие платья и, несмотря на холод в зале, поднимаются на сцену.

В следующей витрине – вещи легендарного футболиста и комментатора Виктора Набутова. А внизу – пугающий своей пустотой спортивный зал, освещенный лишь тонкой полоской света из маленького окошка в стене.

Особых экспонатов здесь нет – так говорят устроители выставки. Важно все. И все-таки Анна Ялова, директор ЦВЗ «Манеж», признается: ее больше всего поразила двухкопеечная монета. С ее помощью мать делала самый страшный выбор – кого из двух сыновей она продолжит кормить, чтобы хотя бы один из них остался в живых. Мальчик, слава Богу, выжил. И потом, много лет спустя, передал эту ничем не примечательную монетку в народный музей «А музы не молчали…» средней школы №235 имени Д. Д. Шостаковича.

Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

В «Манеже» вообще много экспонатов из других музеев. Свыше 600 исторических предметов и произведений искусства были предоставлены частными коллекционерами и более чем пятьюдесятью музеями, библиотеками, театрами, архивами и предприятиями Санкт-Петербурга. Здесь и картины блокадных художников, которые провели свою первую выставку еще 2 января 1942 года, и чепчик, сшитый для своего будущего ребенка сотрудницей Этнографического музея. Кусок кабеля, проложенного по дну Ладожского озера, и вещи руководства города, в том числе его главы Андрея Жданова. Детское новогоднее платье из бинтов, и подвенечный наряд, перешитый из шелковой ночной сорочки бабушки жениха Марии Бенуа. И даже выращенные работниками Ботанического сада крапива, подорожник и одуванчик, которые употребляли в пищу во время блокады.

«Наша выставка – это панорама самых разных сфер городской жизни. В то же время это способ художественного осмысления того, как и почему ленинградцам удалось выстоять и победить», – говорят в Манеже.

Здесь рассказывают историю блокады через жизни обычных людей, защитивших свой Ленинград. И сегодня город, не сломленный ни войной, ни голодом и холодом, стал главным героем выставки, которая будет работать до 12 мая.