Лекция о блокаде прошла на борту трамвая
В Петербурге стартовала патриотическая акция «Трамвай памяти». Сначала в Северной столице, а потом в других городах по улицам будут ходить старинные трамваи, где место кондуктора будет занимать лектор, а вместо объявления улиц прозвучит рассказ о блокадных днях. На открытии мероприятия выступили с приветственным словом первый проректор СПбГУ Марина Лаврикова, руководитель российского общества «Знание» по СЗФО Сергей Большаков и директор филиала общества «Знание» в Санкт-Петербурге Анна Волкова.
Через весь центр
Выбор лекционной «площадки» был неслучаен: именно с запуска трамвая в апреле 1942 года пришло осознание того, что первая, самая страшная блокадная зима осталась позади, что город обязательно вернется к нормальной жизни. Хотя до того дня, когда блокада была окончательно снята, оставалось еще почти два года.
«Мы очень благодарны «Горэлектротрансу» за такую возможность. Буквально на следующий день после разговора нам «выделили» экскурсионный трамвай, который ходит по самому центру города», – рассказала директор филиала общества «Знание» Анна Волкова.
Правда, у экскурсионного трамвая, который ходит по 3-му маршруту, свой аудиогид, и на время лекции его пришлось отключить.
Трамвай отправился в рейс с Большой Посадской улицы – по Выборгской стороне, Литейному проспекту и далее по Садовой улице. Первым лектором стал профессор кафедры истории русской литературы СПбГУ Александр Большев. Среди слушателей преобладали студенты, ученики Академической гимназии СПбГУ.
Дневники и повести
Как отразилась блокада Ленинграда в дневниковых записях и воспоминаниях современников? Все знают «Блокадную книгу» Гранина и Адамовича, многие слышали и про «Февральский дневник» Ольги Берггольц, но вот Лидию Гинзбург с «Записками блокадного человека» и «Осаду человека» Ольги Фрейденберг знают пока только специалисты.
По мнению Александра Большева, «Блокадная книга», увы, проигрывает реальным дневникам. Пусть они и написаны с излишним натурализмом – но зато это не интервью, а именно дневники.
На Выборгской стороне Александр Большев рассказал об Ольге Берггольц, ее страшном тюремном опыте и о ее возлюбленных – профессоре Макогоненко и журналисте Николае Молчанове, умершем в блокаду. А еще – о том, как сама Ольга Берггольц однажды упала на улице без сил и, наверное, не смогла бы уже подняться, если бы не услышала голос – свой собственный, из репродуктора.
На Литейном проспекте – об Ольге Фрейденберг и о том, каково было жить в осажденном городе еврейской семье, понимающей, что для нее вторжение в город гитлеровцев означает немедленную смерть. А еще – сносить нападки ослепшей матери, которая не понимала, что происходит, и была уверена, что это дочь виновата в том, что дома не топят, а порции хлеба уменьшаются. А на Садовой – про книгу Вадима Шефнера «Сестра печали», которая не посвящена блокаде напрямую, но деталями, штрихами иллюстрирует ее очень хорошо.
Звонок как праздник
На обратном пути, с площади Тургенева, лекцию продолжил Артем Андерсон, лектор, приглашенный «Горэлектротрансом». И посвящена она была в том числе ленинградскому трамваю.
Например, пассажиры узнали, что еще в 1942 году электрики нашли способ, как сделать, чтобы трамваи не разбрызгивали искры – потому что по этим искрам их легко было засечь. И – что остановки транспорта были для фашистов такой же стратегической целью, как заводы, поэтому их то и дело переносили с места на место.
Гитлеровцы были в бешенстве, когда трамвай заработал, ведь это было настоящее дуновение жизни: в городе, который они сами для себя считали уже почти мертвым. Первые трамваи, которые стали ходить по городу еще в марте, были санитарными: они подбирали и увозили с улиц тела погибших людей. Потом появились грузовые и, наконец, пассажирские, сразу 4 маршрута, в том числе и по Невскому.
И вагоновожатый звонил в звонок без всякого повода, просто чтобы привлечь внимание к вернувшемуся на улицы трамваю и порадовать прохожих.