Яндекс.Метрика
  • Яна Григорьева

«Не умудренный жизнью дедушка, а человек энергичный»: как создавался образ памятника Владимиру Ленину на Московской площади

В Мастерской скульптора Аникушина
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Не так давно Мастерская скульптора Аникушина (филиал Государственного музея городской скульптуры) в Вяземском переулке, 8, получила статус памятника. Ее построили в конце 60-х годов для работы над памятником Владимиру Ленину на Московской площади, общая высота которого вместе с постаментом – более 16 метров.

К 1970 году образ Владимира Ленина уже долго жил в произведениях живописи, графики, скульптуры. Перед скульптором Михаилом Аникушиным и архитектором Валентином Каменским, которые выиграли городской конкурс на памятник, стояла задача привнести нечто новое в образ политического деятеля ХХ века.

Два года на работу

Для воплощения в жизнь идеи скульптора и архитектора понадобилось просторное помещение, которого в городе на тот момент не оказалось. Именно поэтому по проекту Филиппа Гепнера в 1969 году с учетом пожеланий Михаила Аникушина в Вяземском переулке, 8, строят мастерскую. Порядка 15 метров потолки, высокие панорамные окна с выходом на север города, чтобы избежать прямого попадания солнечных лучей… Все необходимые условия для работы скульптора!

По периметру большой мастерской расположена обходная галерея с лестницей, на которую скульптор поднимался, изучая свою работу с разных ракурсов. По обе стороны мастерской есть большие ворота, через которые заезжала грузовая машина с материалами, в том числе глиной и гипсом. Отсюда же увозили гипсовые формы будущих памятников на завод для отливки (в случае с Лениным – в бронзе). Сегодня большая мастерская – выставочное пространство Государственного музея городской скульптуры, а ворота, расположенные по обе стороны мастерской, ведут в экспозиционные залы музея. В этом же зале с верхней балки свисает подъемный кран – тельфер, который облегчал работу скульптора.

«Главное рабочее место скульптора расположено в центре большой мастерской – это металлическая платформа (в прошлом – основание строительного крана). Она выезжала по рельсам в центр зала также для возможности более детально поработать с моделями, – рассказывает заведующая Мастерской Аникушина (филиал Государственного музея городской скульптуры) Юлия Мачевская. – Сейчас на платформе установлена металлическая скульптура – современный взгляд, ремейк на памятник Ленину на Московской площади».

Она украсила стены мастерской в 2017 году – в год 100-летия со дня рождения Михаила Аникушина. Тогда Государственный музей городской скульптуры обратился к современным скульпторам Олегу Жениленко, Владимиру Андрееву и Виталию Датченко, которые представили свое видение Ленина на площади.

«Михаил Аникушин работал над образом российского революционера почти 10 лет, буквально примеряя образ персонажа на себя. Например, работая над Владимиром Лениным, Аникушин носит кепку-атрибут персонажа – он подражает его походке и копирует интонацию, с которой говорил герой. Основная сложность работы над памятником заключалась в сжатом времени. Аникушин выиграл конкурс в 68-м году, а украсить площадь скульптура должна была уже в 70-м», – говорит Юлия Мачевская.

Голова Ленина в шкафу

Из большого зала, где шла работа над Лениным, гости музея попадают в малую творческую мастерскую Аникушина, где скульптор работал уже наедине со своими героями. Здесь много разных эскизов и моделей памятников в небольшом размере, в том числе посвященных образу Ленина.

«Конечно, к 70-м годам у деятелей искусства уже есть определенное представление о том, каким нужно изображать Владимира Ленина, но Аникушина это не устраивает. Он хочет показать Ленина молодым, страстным, яростным, полным энергии, и у него это получается. Памятник на Московской площади весьма динамичный: резко выброшенная вдаль рука, Ленин всем телом подается вперед. Динамика видна и по постаменту с имеющимся откосом со стороны бывшего Дома Советов. Таким образом Аникушину удается показать Ленина не умудренным жизнью дедушкой, а человеком очень энергичным. Напомню, что в народе памятник прозвали «танцующий Ленин», – говорит эксперт.

Сегодня больше всего внимания посетителей малой мастерской к себе привлекает рабочая модель в виде обнаженного Ленина – это один из этапов работы скульптора, когда изучается анатомия персонажа. Только после этого этапа модель «одевают в одежду».

«Аникушин определенно очень уважал Ленина. У нас в экспозиции представлены рабочие папки мастера с эскизами, фотографиями, портретами и вырезками из газет, а также рисунками. Скульптор собирал всю информацию о своем герое, чтобы понять, как человек выглядел, как мог себя вести. К счастью, изображений Ленина к 70-м годам было много», – говорит Юлия Мачевская.

Оценить масштабы, с которыми работал скульптор, позволяет гипсовая модель, с которой делали отливку головы памятника Ленина на Московской площади. Сегодня она экспонируется в зале, который посвящен монументу «Героическим защитникам Ленинграда». Но увидеть ее не так просто: голова расположена в небольшой шкафу.

«Как правило, после того как памятник отливают в материале, гипсовые модели утилизируют. Видимо, Михаил Аникушин предпочел сохранить эту работу. Нахождение сегодня гипсовой головы в шкафу связано со сложностью ее экспонирования в залах. Модель большая (высотой более 1 метра), ей нужно, конечно, много пространства. На данный момент в мастерской ее нет», – отметила эксперт.

Справка

Мастерская Аникушина до 2007 года принадлежала Санкт-Петербургскому союзу художников. Идею создания в ее стенах мемориального музея (после смерти мастера в 1997 году) поддержала супруга Аникушина, скульптор Мария Литовченко.

Закрыть