Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Максим Черниговский: «Разрешать продажу алкоголя на стационарных рынках деконструктивно»

Гендиректор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» – о поправках Минпромторга
Фото: Олег Золото / «Петербургский дневник»

В России хотят узаконить продажу алкоголя на стационарных рынках – и в бутылках, и в розлив в общепите. Поправки в действующие законы разработал Минпромторг, а сейчас такая продажа запрещена. Для получения разрешения заведениям придется получать лицензию на реализацию алконапитков. Как считает генеральный директор «Клуба профессионалов алкогольного рынка» Максим Черниговский, эти поправки почти не имеют шансов быть реализованными.

«Я считаю, что у этого законопроекта почти нет никаких перспектив быть принятым по ряду причин. Первая из них – его совершенно точно заблокирует Минздрав РФ. Вторая – я искренне считаю данную инициативу деконструктивной. Я уже много лет являюсь безусловным сторонником специализированной розничной торговли – как алкогольной продукцией, так и табаком. Разумеется, в тех регионах, где это возможно, в первую очередь в городах-миллионниках. В таком городе, как Петербург, насчитывается более 2,5 тысячи так называемых «алкомаркетов», хотя эти магазины в 99 случаях из 100 таковыми не являются, имея гораздо более широкий ассортимент. Такого количества розничных магазинов вполне достаточно, чтобы вести бесперебойную торговлю легальной алкогольной продукцией», – указал Черниговский. 

Эксперт считает совершенно неправильной ситуацию, когда даже в легальной рознице алкоголь продается вместе с молочной или кондитерской продукцией.

«В эти розничные магазины приходят родители вместе с маленькими детьми, а рядом с конфетами и шоколадками стоят палеты с пивом, вином и водкой. То есть визуализация алкоголя наступает у детей с самого раннего возраста, что абсолютно неправильно и опасно для их развития. Стоит напомнить опыт Советского Союза, где даже пиво никогда не продавалось в обычных продуктовых магазинах. В СССР любой алкоголь продавался либо в отдельных залах гастрономов или универсамов, либо в столах заказов, либо в специализированной рознице – магазинах «Вино-водка». Советская власть пыталась дистанцировать граждан, не достигших 18-летнего возраста, даже от визуализации алкогольной продукции», – считает Черниговский. 

Сейчас в этом плане в России творится полная вакханалия, продолжил он.

«Данная реформа возможна только в городах-миллионниках, где есть соответствующая материальная база. У нас в стране – 160 тысяч населенных пунктов, в 70 тысячах из которых вообще отсутствует легальная розничная торговля алкоголем. Собственно, туда и обычные продукты питания доставляют посредством выездной торговли. А выездная торговля алкогольной продукцией, включая пиво, сегодня в России строго запрещена. И вот на этом фоне Минпромторг поднимает вопрос о разрешении продажи алкоголя на оптовых рынках!» – удивляется Черниговский.

Также аналитик отметил: если государство решит пойти на этот шаг, то в стране резко вырастет доля алкогольной продукции, реализуемой нелегально.

«Ведь ранее именно на оптовых рынках и реализовывалась львиная доля нелегального алкоголя. Я сильно сомневаюсь и в том, что эта мера как-то сильно поможет развитию самих оптовых рынков в стране. В Петербурге более 90 процентов всего розничного оборота легального алкоголя происходит в федеральных сетях. А на долю несетевой розницы, тех же оптовых рынков, приходится совсем небольшой процент розничных продаж. То есть им это сильно не поможет, а вот проблем может быть гораздо больше. Я считаю, что институты нашей исполнительной и законодательной власти должны думать о том, чтобы переводить продажи алкогольной продукции в специализированную розницу. Понятно, что эта реформа будет носить поступательный, многолетний характер. У нас в России масса небольших городков и деревень, где легальной розницы алкоголя нет в принципе, а в больших городах проводить эту розничную реформу не только можно, но и давно необходимо», – указал он.

Напомним: Минпромторг РФ подготовил новые правила работы для рынков и ярмарок в РФ. По мнению ведомства, действующие нормы регулирования по закону «О розничных рынках» предъявляют к ним слишком жесткие требования, которые не актуальны для других форматов торговли. В результате за последние 17 лет число стационарных рынков в РФ упало в семь раз – с почти с 5,9 тысячи объектов в 2006-м до 800 в 2023-м.

«Их количество продолжит сокращаться вплоть до полного исчезновения, если не изменить регулирование на федеральном уровне», – уверены в ведомстве.

Помимо прочего, Минпромторг предложил снять полный запрет на продажу алкогольной продукции на оптовых и розничных площадках. Министерство предлагает позволить реализацию спиртного в случае, если продавцы или заведения общепита получат необходимые лицензии. Чиновники уверены, что это подхлестнет создание новых рынков и улучшит функционирование действующих. Тем более что российские торговые площадки сегодня – «это современные и модные объекты, предлагающие покупателям широкий и качественный ассортимент товаров и потребительских услуг».

В Минпромторге уверены, что новый подход позволит решить еще одну проблему, когда рынки начинают мимикрировать под объекты другого назначения, например под торговые комплексы, только для того, чтобы начать продавать спиртное. Это позволяет им не подпадать под действующее регулирование и при этом «закрывает возможности для развития предпринимательства». В руководстве действующих рынков уже сообщили, что «снятие этого запрета позволит создать больше удобств для ресторанов и закупщиков, так как появится возможность посещать не два места, а одно».

Сейчас розничная продажа алкоголя на оптовых и розничных рынках запрещена. Власти сделали исключение лишь для сельхозпроизводителей собственного вина или шампанского. Продажу алкоголя на рынках в РФ запретили в 1995 году, после вступления в силу закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта». Тогда почти все спиртное на таких площадках было нелегальным, его продавали без кассовых аппаратов и без какой-либо сертификации продукции.

В свою очередь, в Минздраве заявили, что продажа алкоголя на стационарных рынках увеличит его доступность для населения. Это приведет к росту потребления спиртного и, как следствие, увеличит связанные с ним заболеваемость и смертность. Ежегодно последствия потребления алкоголя выражаются в преждевременной смерти сотен тысяч россиян, поэтому необходимо принимать меры, направленные на снижение потребления таких напитков, отметили в Минздраве.