Яндекс.Метрика
  • Елена Норицина

Как известные художники изображали Ленина

К 100-летию со дня смерти Владимира Ильича Ленина Государственный музей политической истории открыл выставку «Увековечить образ»
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Основатель первого в мире социалистического государства, вождь мирового пролетариата, теоретик марксизма. Образ Ленина был одним из главных политических символов на протяжении всей истории Советского Союза. Скончался Владимир Ильич 21 января 1924 года. Тогда страна погрузилась в многодневный траур. Документальные свидетельства представляют кончину вождя как величайшую трагедию человечества.

«Трагедия произошла, но воспринимали ее не как кончину вождя, а как смерть человека. Это трагедия семейная. Поэтому у художников стояла другая задача – создать образ вождя мирового пролетариата», – прокомментировал член-корреспондент Российской академии художеств Андрей Блиок.

Новое направление в искусстве

В XX веке произошли глубокие изменения как в политической и экономической жизни России, так и в творческой. Андрей Блиок отметил, что революция не только обострила вопрос отношения государственной власти и художников, но и создала новый стиль в изобразительном искусстве. В период Советского государства образом таинственного и противоречивого правителя вдохновлялись многие мастера.

«На мой взгляд, такой ажиотаж был, потому что Ленин пришёл к власти не ради каких-то корыстных целей или благ, а ради своей мечты. Он шёл за своим желанием. Это человек, который смог реализовать свою идею. Люди были восхищены его личностью. Говоря о Лениниане в живописи и графике, подсчитать даже примерное количество созданных произведений изобразительного искусства невозможно. Но выделить ряд выдающихся работ – необходимо», – считает член-корреспондент Российской академии художеств.

По шедеврам…

В Государственном музее политической истории открылась выставка «Увековечить образ», где представлены работы 1920-1930-х годов современников Владимира Ленина. Некоторые шедевры были выполнены ещё при жизни правителя, некоторые были написаны по уже сконструированному художественному облику.

«Экспозиция показывает не только стандартные образы, но и произведения, которые были сделаны с натуры. Авторы таких произведений находились долгое время рядом с Лениным. Они смогли изучить характерные черты лица, движения рук вождя. Например, скульптор Николай Андреев сделал около 200 эскизов за всё время. Также Натан Альтман был допущен к Ленину. Он за 250 часов создал как наброски, так и сам бюст. В экспозиции представлен один эскиз Альтмана», – дополнил куратор выставки «Увековечить образ» Алексей Бойко.

Особое внимание на выставке уделено памятной дате – 3 апреля 1917 года. В этот день на Финляндском вокзале Ленина из-за границы встречали делегации рабочих, солдаты революционных полков, кронштадтские моряки и первые батальоны Красной гвардии. На этом торжественном собрании Ленин произнёс с броневика речь, вошедшую в историю как знаменитые Апрельские тезисы. Именно они стали программой борьбы за победу социалистической революции в России.

Увековечил этот момент памятник Владимиру Ленину у Финляндского вокзала. Сама скульптура была установлена на площади в 1926 году. Первоначально он стоял на небольшой площади перед вокзалом, у места исторической встречи. После Великой Отечественной войны скульптура была перемещена в центр новой большой площади, на которой она и стоит по сей день.

«У нас на выставке представлена гипсовая мини-копия скульптуры. На ней изображён достаточно романтический образ Ленина. Он сбрасывает своё пальто вниз. Это говорит о том, что человек увлечён своей идеей, увлечён своим процессом выступления», – говорит Алексей Бойко.

Авторами памятника стали заслуженный деятель искусств РСФСР Сергей Евсеев и архитектурный тандем – Владимир Щуко и Владимир Гельфрейх.

Также большой интерес у посетителей вызвала картина Владимира Серова «Встреча В. И. Ленина у Финляндского вокзала» 1937 года. Полотно также отражает момент революционной истории страны.

«Сам художник – мастер по передачи светотени. Он выбирал фактуры, передавал атмосферу праздника, встречи. На картине видно, что Сталин уже находится в непосредственной близости к Ленину. Он поддерживал выступление вождя пролетариата. Но с точки зрения истории это не было правдой. Но для того времени было важно подчеркнуть преемственность», – уточнил Алексей Бойко.

На картах и экранах

На четвёртый день после смерти основателя социалистического государства постановлением II Всесоюзного съезда советов СССР Петроград был переименован в Ленинград. Именем Владимира Ильича назывались не только города, но и посёлки, улицы. В регионах начали ставить скульптуры. Андрей Блиок рассказал, что количество оставшихся памятников Ленину можно оценить в 6000 штук.

«Если говорить про Санкт-Петербург, то здесь сохранилось около 70 памятников Владимиру Ильичу Ленину. В Москве чуть более 100. Также внушительный объём скульптурных форм хранится как в запасниках музеев, так и на заводе Монументскульптуры, где бережно хранятся все формы отлитых на нем памятников», – уточнил Андрей Блиок.

Кандидат юридических наук Юлиана Евстратова также отметила, что посредством кинематографа складывается определённый образ Владимира Ленина. Когда Иосиф Сталин пришёл к власти, у нового лидера советского государства появился прямой политический интерес поставить ленинское наследие себе на службу.

«В 1927 году на большой экран выходят два фильма: режиссера Сергея Эйзенштейна «Октябрь» и «Москва в Октябре» Бориса Барнета. Следующим шагом к постепенному вводу Ленина на широкий экран могут служить фильмы «Юность Максима» (1934 год), «Возвращение Максима» (1937 год), «Выборгская сторона» (1938 год), «Ленин в Октябре» (1937 год), «Человек с ружьем» (1938 год), «Великое зарево» (1938 год), «Ленин в 1918 году» (1939 год)», – рассказала Юлиана Евстратова.

В эпоху хрущёвской оттепели происходят попытки очеловечить канонический образ вождя революции.
«В 1957 году в свет выходят сразу два фильма: «Семья Ульяновых» и «Рассказы о Ленине», – дополнила Юлиана Евстратова. – В 1961 году выходит первый фильм под названием «В начале века», посвященный деятельности Владимира Ленина и Надежды Крупской в начале их революционного пути во время ссылки в Шушенском».

В конце 1980-х – начале 1990-х годов изменяется отношение к Ленину. В 1992 году выходит фильм режиссера Станислава Говорухина «Россия, которую мы потеряли». В нем вождь мирового пролетариата впервые показан жестоким тираном.

«Образ Ленина в кино и массовом сознании россиян менялся в угоду тем или иным установкам правящей элиты», – подытожила кандидат юридических наук.