Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Дмитрий Тихомиров: «Легализация алкоголя на рынках станет безусловным плюсом для всех участников процесса»

Основатель компании – о поправках Минпромторга
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В России хотят узаконить продажу алкоголя на стационарных рынках – и в бутылках, и в розлив в общепите. Поправки в действующие законы разработал Минпромторг, а сейчас такая продажа запрещена. Для получения разрешения заведениям придется взять лицензию на реализацию алконапитков. Как считает основатель алкогольной компании Дмитрий Тихомиров, современные рынки уже стали частью модной городской инфраструктуры и продажа алкоголя повысит их привлекательность.

«Инициативу Минпромторга мы оцениваем положительно. Я вижу прямую логическую связь: на рынках и ярмарках в основном продаются сельхозпродукты локального производства. При этом сидр, с точки зрения законодательства РФ, уже имеет статус сельскохозяйственного продукта. Плоды яблонь и груш – основные ингредиенты в производстве сидра и пуаре. Традиционный натуральный сидр, изготавливаемый из сока прямого отжима, вполне может и должен соседствовать с фруктами и овощами на прилавках рынков и ярмарок. Тем более что эта товарная категория и сегодня продается на ярмарках, находясь при этом в неофициальном статусе», – говорит Тихомиров.

Если отношения в цепочке «рынки – алкогольные напитки» будут узаконены, это станет безусловным плюсом для всех участников процесса, уверен он.

«Нарастающим трендом последних лет является высокий интерес потребителей к натуральным продуктам. Все больше россиян отдают предпочтение продуктам местных брендов – с понятным составом, высоким качеством и локальным происхождением. В то же время современные рынки уже стали частью модной городской инфраструктуры – пространствами, которые востребованы требовательными потребителями, с трендовыми локациями, привлекающими новую аудиторию. Только за последние годы в Петербурге появилось несколько узнаваемых пространств, представляющих собой новый формат торговли. Они сочетают в себе лучшие качества классических советских рынков с современными тенденциями высокого уровня сервиса и классных интерьеров. Эти торговые пространства уже не являются только местом покупок – это и модные городские локации для проведения досуга», – указал он.

Стационарные рынки сегодня подвергаются более жесткому контролю со стороны государства, говорит эксперт.

«Это, возможно, действительно влияет на существенное сокращение их количества. Мера легализации может привести к увеличению количества рынков в РФ благодаря привлечению новой аудитории. В 2023 году, согласно официальной статистике розничной торговли в Петербурге, на долю рынков и ярмарок приходится только 1 процент от всего объема продаж», – заключил Тихомиров.

Напомним, Минпромторг РФ подготовил новые правила работы для рынков и ярмарок в РФ. По мнению ведомства, действующие нормы регулирования по закону «О розничных рынках» предъявляют к ним слишком жесткие требования, которые не актуальны для других форматов торговли. В результате за последние 17 лет число стационарных рынков в РФ упало в семь раз, с почти с 5,9 тысячи объектов в 2006-м до 800 в 2023-м. «Их количество продолжит сокращаться вплоть до полного исчезновения, если не изменить регулирование на федеральном уровне», – уверены в ведомстве.

Помимо прочего, Минпромторг предложил снять полный запрет на продажу алкогольной продукции на оптовых и розничных площадках. Министерство предлагает позволить реализацию спиртного в случае, если продавцы или заведения общепита получат необходимые лицензии. Чиновники уверены, что это подхлестнет создание новых рынков и улучшит функционирование действующих. Тем более что российские торговые площадки сегодня – «это современные и модные объекты, предлагающие покупателям широкий и качественный ассортимент товаров и потребительских услуг».

В Минпромторге уверены, что новый подход позволит решить еще одну проблему, когда рынки начинают мимикрировать под объекты другого назначения, например под торговые комплексы, только для того, чтобы начать продавать спиртное. Это позволяет им не подпадать под действующее регулирование и при этом «закрывает возможности для развития предпринимательства». В руководстве действующих рынков уже сообщили, что «снятие этого запрета позволит создать больше удобств для ресторанов и закупщиков, так как появится возможность посещать не два места, а одно».

Сейчас розничная продажа алкоголя на оптовых и розничных рынках запрещена. Власти сделали исключение лишь для сельхозпроизводителей собственного вина или шампанского. Продажу алкоголя на рынках в РФ запретили в 1995 году, после вступления в силу закона «О госрегулировании производства и оборота этилового спирта». Тогда почти все спиртное на таких площадках было нелегальным, его продавали без кассовых аппаратов и без какой-либо сертификации продукции.

В свою очередь, в Минздраве заявили, что продажа алкоголя на стационарных рынках увеличит его доступность для населения. Это приведет к росту потребления спиртного и, как следствие, увеличит связанные с ним заболеваемость и смертность. Ежегодно последствия потребления алкоголя выражаются в преждевременной смерти сотен тысяч россиян, поэтому необходимо принимать меры, направленные на снижение потребления таких напитков, отметили в Минздраве.