Яндекс.Метрика
  • Иван Свириденко

Максим Кадаков: «Выбор Петербурга для производства Aurus понятен»

Сборку автомобилей могут запустить на бывшем заводе Toyota в Петербурге
Фото: kremlin.ru

По данным федеральных СМИ, в ближайшее время автомобили Aurus могут начать собирать на бывшем заводе Toyota в Петербурге. Компания уже ищет сотрудников в городе, а ее гендиректор Андрей Панков возглавил «Шушары Авто», которой отошел завод. Как считает главный редактор журнала «За рулем» Максим Кадаков, создание производства Aurus на базе завода в Шушарах – вполне реализуемая идея.

«Первоначально шли разговоры о том, что на бывшем заводе «Тойота» «вот-вот начнут» собирать электромобили E-Neva или тяжелые грузовики-тягачи БАЗ Брянского автозавода. Но уже тогда было ясно, что это всего лишь попытка «пошуметь» и «поиграть в позитивную повестку» на фоне повального ухода западных автопроизводителей. Потому что того же электромобиля E-Neva в товарном виде нет до сих пор, он существует только в качестве прототипа, и вести разговор о скором его запуске в производство просто странно. А выпускать на заводе «Тойота» тяжелые грузовики – то же самое, что на заводе грузовиков начать выпускать тепловозы или, скажем, морские суда. Это полный абсурд», – говорит Кадаков.

По его словам, производство в Шушарах заточено исключительно под выпуск обычных легковых автомобилей.

«В случае с автомобилями Aurus речь идет не о тех лимузинах и джипах, которые выпускаются сейчас. И не о том, чтобы эти машины как-то уменьшить: это технологически невозможно. Та платформа Aurus, которая есть, не подразумевает выпуска автомобилей двумя классами ниже. Там все переразмерено под защищенные, бронированные автомобили премиум-класса, – указал эксперт. – Речь идет о создании принципиально новых автомобилей на каких-то других платформах. Насколько я знаю, такие разработки у компании НАМИ уже были, но теперь вопрос в том, по какому пути это пойдет. Будет ли это полностью своя разработка или это будет какой-то компромисс и микс между заимствованными агрегатами и платформой, и нашей доработкой внешнего облика?»

Максим Кадаков напомнил: в прошлом году зампред правительства Денис Мантуров говорил, что машины на бывшем заводе «Тойота» начнут выпускать в 2025 году.

«Создать полностью свой автомобиль к 2025 году мы не в состоянии, это нереально. Поэтому в 2025-м либо появятся предсерийные прототипы Aurus, либо за это время можно освоить производство какого-то перелицованного автомобиля от иностранного производителя. Первыми на ум приходят китайские компании, потому что других для нас сегодня, по-хорошему, нет, – продолжил эксперт. – Логичнее всего выпускать в Шушарах линейку из машин двух классов – Е, куда попадает «Тойота Камри», BMW 5-й серии или «Ауди А6». А также класс F, куда попадает Mersedes S-класса, BMW 7-й серии, «Ауди А8», Genesis G90, Lexus LS и подобные машины. То есть это будут автомобили, конечно же, дорогие, но при этом намного дешевле, чем нынешние Aurus, которые стоят по 40 миллионов рублей».

Машины, которые планируются к выпуску в Шушарах, будут ощутимо дороже, чем «Москвич 6» или «Лада Аура», потому что в этом сегменте, где играет «Тойта Камри», у нас в России – вообще дыра: там вообще ничего нет и не предвиделось к выпуску в ближайшее время.

«Что касается выбора Петербурга, то он понятен. Ведь выпускать автомобили Aurus на площадке в Елабуге бессмысленно. Она не заточена под более-менее массовый выпуск, ее мощность – 5 тысяч машин в год. Кроме того, на заводе в Елабуге короткая сборочная линия, потому что кузов штампуется турецким предприятием, сварка идет на «Соллерсе», окраска идет там же, но все эти процессы происходят раздельно. А двигатели вообще везут из Москвы. Собирать там такие машины в массовых количествах, начиная от 10 тысяч штук в год, просто невозможно. Поэтому компании и требуется какой-то отдельный завод, и бывшее производство «Тойота Камри» под эти задачи подходит идеально», – указал Кадаков.

Эксперт напомнил: в Петербурге есть целый «куст» предприятий, которые еще вполне живы и могут выпускать автопластик, элементы интерьера, сиденья, кое-какую электронику и электрику, автостекла, шины и т.д.

«С точки зрения автокластера, пока все в Шушарах выстраивается логично. Непонятно только, что же в итоге это будет. Полностью российская машина? Но у нас нет ни коробки передач под нее, ни мотора (хотя у Aurus были свои разработки в рамках единой модульной платформы). Поэтому варианты такие: «полностью наше авто», но тогда это не 2025 год, или какой-то микс с заимствованием коробок, моторов и, возможно, платформы. Либо это будет вообще «чужой» автомобиль, который мы просто заметно переработаем. Например, переоформим интерьер салона, сделаем другую внешность – фары, капот и т.д. То есть визуально он будет другим», – предположил Кадаков.

В случае заимствования какой-то иностранной модели это, с высокой вероятностью, будет Китай, говорит он.

«Потому что Иран с его устаревшими технологиями нам в данном случае не помощник, Индия тоже, а больше с нами в нынешней ситуации никто работать не будет. Конечно, нам хотелось бы, чтобы это была полностью наша машина, но, к сожалению, наш автопром пока не в состоянии разобраться с гораздо более простыми автомобилями, чем Aurus. Ведь для этого нужно наладить в России хотя бы выпуск сложных автомобильных узлов типа усилителя руля, подушек, шторок безопасности и т.д. Так что при создании нового автомобиля нам, скорее всего, вновь придется воспользоваться помощью наших китайских друзей», – заключил главный редактор журнала «За рулем».

По данным СМИ, Aurus рассматривает организацию сборки на базе бывшего завода Toyota в Шушарах. Источники сообщают, что в создании производства в регионе заинтересован концерн «Газпром», который якобы намерен войти в проект с долей до 40 процентов. Напомним, завод в Шушарах сегодня принадлежит ФГУП «НАМИ» (63,5% акций), основному акционеру Aurus, а также арабскому инвестиционнному фонду Tawazun (36%) и компании «Соллерс» (0,5%).

С середины 2021 года автомобили под брендом Aurus серийно выпускают в Елабуге, сварка и окраска кузовов ведется на базе площадки «Соллерс». Сейчас производятся модели Aurus Senat и внедорожник Komendant. В 2023 году там предполагалось собирать 200 Komendant. Президент РФ Владимир Путин в декабре прошлого года заявил: «У нас есть целая линейка Aurus – и лимузины, и седаны, и джипы, и даже автобус будет. Все это нужно начать производить серийно, и тогда сразу цены упадут, но для этого нужно время».

Глава ООО «Аурус» Андрей Панков (экс-топ-менеджер Renault в РФ) уже возглавил юрлицо «Шушары Авто», которому принадлежит экс-завод Toyota в Шушарах. Также СМИ обратили внимание на ряд вакансий от Aurus, размещенных в Петербурге, – в основном о найме производственного персонала. По мнению аналитиков, помочь Aurus организовать производство может концерн «КамАЗ».

Автоэксперты полагают, что для проекта Aurus на площадке в Шушарах уже есть хорошая инфраструктура, да и логистика в регионе выстроена очень неплохо. Напомним, Петербург до кризиса был одним из главных автомобилестроительных регионов РФ, но теперь многие автозаводы простаивают. Помимо «Шушары Авто», пока так и не возобновился выпуск на бывшем заводе Nissan («Лада Санкт-Петербург», передан АвтоВАЗу), а также на площадке Hyundai.