Яндекс.Метрика
  • Константин Осипов

Игорь Поляков: на Малой Конюшенной в блокаду работал единственный спортзал

Текст выходит в рамках проекта «Петербургского дневника» «Вера в Победу»
Фото: из личного архива Контантина Осипова

«Сестры Пресс», «Всеволод Бобров», «Два Белова», «Три рассказа о спорте», «Игры Доброй воли» – даже люди далекие от спорта наверняка хоть раз, но видели эти увлекательные документальные фильмы. Их объединяет имя одного человека – сценариста Игоря Владимировича Полякова.

В юности – прекрасный спортсмен, футболист, в его коллекции много медалей и наград. Но больше всего он гордился двумя победами на юношеских чемпионатах по шахматам в блокадном Ленинграде.

ПРО ВОЙНУ УСЛЫШАЛ НА ФУТБОЛЕ

Игорь Поляков еще мальчишкой полюбил мяч. В 1940 году играл полузащитником за детскую команду «Спартак», которая всегда выступала на стадионе имени Ленина перед матчами чемпионата СССР.

Известие о начале войны юный игрок услышал именно на стадионе. 22 июня 1941 года люди пришли на матч двух спартаковских клубов – Ленинграда и Москвы, однако вероломное нападение фашистов отменило игру.

– В сорок третьем мне исполнилось пятнадцать лет, – вспоминал сценарист, – жил я на улице Желябова (сегодня Большая Конюшенная), а на улице Софьи Перовской (сегодня Малая Конюшенная) работал единственный в городе спортзал – в шведской церкви. Там военные играли в волейбол. Мы с одноклассниками любили ходить и смотреть на эти матчи. Помню, с Борей Березиным, будущим мировым рекордсменом по конькобежному спорту, мячи подавали волейболистам. Для них это была колоссальная разрядка. Люди находились в отпуске или на побывке, шли на спортивную площадку и с азартом играли.

ХОДИТЬ БУДЕШЬ, БЕГАТЬ – НИКОГДА

– В том же сорок третьем во Дворце пионеров открылась детская шахматная школа. По радио было объявление – пригласили всех, кто до войны там занимался. Я еще в 38-м ходил туда на секцию, поэтому сразу побежал в Аничков дворец. На шахматы ходили сотни детей. У меня была 3-я категория, и благодаря наставнику – Александру Яковлевичу Моделю – я два года подряд становился чемпионом Ленинграда среди юношей. Шахматистов 2-й категории тренировал легендарный Михаил Ботвинник. Его учениками были Марк Тайманов, Ефим Столяр и многие другие будущие гранды шахмат. Я чуть-чуть не дотянул до «класса Ботвинника» – он уехал в Москву. Но я все же добрался до 1-й категории.

В 1945 году Игорь Поляков ушел добровольцем на фронт.

– Попал в Эстонию, где у озера Клоога мы ликвидировали охрану немецкого концлагеря, – рассказывал фронтовик. – И вот в марте нас поднимают по тревоге. Берем все необходимое, сухой паек и едем на машинах до Таллина, а оттуда к Кенигсбергу. Но брать этот город не пришлось. В ту роковую ночь мы ночевали в заброшенном сарае. Немцы нас обнаружили и снарядом разнесли весь сарай. Многие погибли. Я чудом спасся. С контузией и переломом вертлужной впадины оказался в полевом госпитале. Потом меня привезли в родной Ленинград, где доктора уже хотели ампутировать ногу. Но мама сказала четко: «Лечите парня!» Шесть месяцев я пролежал в госпитале на улице Софьи Перовской. Вердикт врачей оказался суров: «Жить будешь, ходить будешь, а бегать – никогда».

«ВЕЧЕРНИЙ ЛЕНИНГРАД»

Три месяца после выписки из госпиталя Игорь Владимирович восстанавливался, понемногу тренировался. Приседал с болью, держась за стул. И встал на ноги! Вот такую силу воли воспитала блокада.

В победном сорок пятом он даже вышел на футбольное поле. В Москве проходил турнир молодежных сборных, а Поляков занял привычное для себя место в полузащите ленинградской команды.

После войны он поступил в университет на юридический факультет. Но адвокатом не стал. Спорт взял свое: экстерном окончил техникум физкультуры, а потом преподавал на кафедрах физвоспитания в Текстильном и Политехническом институтах. Причем в Политехе за 33 года Игорь Владимирович воспитал 12 мастеров спорта по гандболу, среди которых был и капитан сборной Советского Союза олимпийский чемпион Юрий Климов.

В пятидесятые годы Игорь неожиданно выбрал профессию спортивного журналиста и пришел работать в популярнейшую газету «Вечерний Ленинград». Азы мастерства познавал у мэтра репортажа, заведующего отделом спорта Валентина Семенова. Добрых семь лет Поляков отдает работе в редакции, пишет прекрасные материалы, ему заказывают статьи даже столичные издания – «Советский спорт» (18+), «Комсомольская правда (18+), агентство печати «Новости».

МОСТЫ ПОВИСЛИ НАД ВОДАМИ

В ту же пору он буквально заболел документальным кино. Первым фильмом была картина о Вуоксе, а студия «Леннаучфильм» стала вторым домом.

– Как-то дают мне задание, – вспоминал Поляков, – снять учебный фильм про греблю для спортсменов сборной СССР. А в гребле я ничего не понимал. Помогли мне двукратный олимпийский чемпион, тоже блокадник, Юрий Тюкалов, который только что из Мельбурна золото привез, и многократный чемпион Союза, заслуженный тренер страны Георгий Краснопевцев. Причем Юрий Сергеевич консультировал меня по академической гребле, а Георгий Михайлович – по гребле на байдарках и каноэ. В итоге мы справились.

Как и все ленинградцы, Игорь восхищался архитектурными ансамблями своего города. Мечтал снять фильм, посвященный красоте мостов, повисших над Невой.

При этом молодой журналист прекрасно понимал, что в ближайшее время ему вряд ли доверят такую серьезную работу. Но судьба распорядилась по-другому. В один прекрасный день раздался телефонный звонок от самого директора студии:

– Бросай все дела, бери такси, мчись ко мне. Разговор пойдет про «Мосты». Предыдущий автор не справился. План горит. Пиши сценарий. Срок – неделя!

Всего семь дней! С одной стороны, может реализоваться мечта, а с другой – как успеть? Да и ежедневную работу отложить нельзя. И он засучил рукава.

Так на экраны вышла одна из лучших его лент «Мосты повисли над водами». О правильности выбора профессии говорит тот факт, что спортивные фильмы Полякова завоевывали призы на престижных конкурсах и фестивалях неигрового кино: «Всеволод Бобров» (1972, Таллин), «Два Белова» (1973, Минск), лента о выдающемся тренере по легкой атлетике Викторе Ильиче Алексееве – «Первый среди первых» (1980, Ленинград), «Снайперы Олимпиады-80» (1982, Фрунзе).

Уже будучи в преклонном возрасте, заслуженный деятель искусств сказал:

– Сценарии, а потом созданные по ним фильмы остаются в памяти автора так же, как спущенные на воду корветы и дредноуты остаются в памяти кораблестроителей.

СПРАВКА

ПОЛЯКОВ Игорь Владимирович
03.02.1928 – 30.08.2012
Блокадник, ополченец, режиссер, сценарист. Выступал за юношескую футбольную команду «Спартак». Двукратный чемпион блокадного Ленинграда по шахматам среди юношей (1943, 1944).

Выпускник юридического факультета Лениградского университета, экстерном окончил техникум физкультуры. Преподаватель кафедры физкультуры Политехнического института, тренер СК «Политехник». Спортивный обозреватель газеты «Вечерний Ленинград». Работал на студии «Леннаучфильм».

По его сценариям поставлены более 70 фильмов, многие из которых получали награды на всесоюзных и международных кинофестивалях. Награжден медалью «За оборону Ленинграда». Заслуженный деятель искусств России (2006). Председатель Гильдии кинодраматургов Санкт-Петербурга. Автор книги «Кино сымаешь – пиши объяснение (муки сценариста)».