Петр Шкуматов: «История с производством Aurus в Шушарах кажется вполне реализуемой»
По данным федеральных СМИ, в ближайшее время автомобили Aurus могут начать собирать на бывшем заводе Toyota в Петербурге. Компания уже ищет сотрудников в городе, а ее гендиректор Андрей Панков возглавил «Шушары Авто», которой отошел завод. Как считает координатор движения «Общество синих ведерок» Петр Шкуматов, расширение премиального брэнда Aurus на автомобили бизнес-класса – вполне логичная идея.
«Думаю, речь идет не о том, что там будут собираться премиальные лимузины Aurus уровня президентских или министерских. Речь, скорее всего, идет о машинах типа «Тойота Камри». Как известно, машины этого сегмента у нас в России сейчас не выпускаются, этот сегмент выпал после ухода из РФ западных автопроизводителей в 2022-м. Если сейчас кто-то пытается покупать ту же «Камри», то он обнаруживает, что она стоит каких-то нечеловеческих денег. А Aurus постепенно двигается как раз в этом направлении, и при положительном решении вопроса компания будет развивать этот сегмент», – говорит Шкуматов.
Главным вопросом здесь является то, когда именно удастся наладить это производство.
«Один из ключевых моментов: какая будет платформа у нового автомобиля. Например, зампред правительства РФ Денис Мантуров ранее говорил, что выпуск первых Aurus в Шушарах начнется чуть ли не в следующем 2025 году. Но это, честно говоря, крайне оптимистичный взгляд на проблему, уложиться в эти сроки будет крайне сложно, – продолжил Шкуматов. — Уже понятно, что двигатель и коробка передач у новой машины будут явно не российские – на 99,9%. А саму платформу автомобиля можно купить у зарубежных партнеров и затем лицензировать ее. За два года нелегко будет поднять и производство, и много других автокомпонентов, несмотря на то что в Петербурге до 2022-го был отличный автомобильный кластер».
Главной проблемой будет достичь уровня именно массового производства, считает Шкуматов.
«Если вы делаете на заводе тысячу или 10 тысяч автомобилей в год, то это более понятная история. А вот если вам необходимо произвести 50 тысяч машин в год, то здесь все намного сложнее. Но в целом история с производством Aurus на бывших мощностях «Тойота» в Шушарах кажется вполне осмысленной и реализуемой. Сегмент для производства класса «Е» и «F» пустой, и его необходимо заполнять, так как устойчивый спрос на него в России имеется. Есть в наличии и сам завод, который теоретически способен производить в достаточных количествах условную «Тойоту Камри», пусть с другой платформой, названием и т. д.», – указал аналитик.
По мнению Шкуматова, даже при самых благоприятных обстоятельствах запуск производства Aurus в Шушарах займет несколько лет.
«К сожалению, чудес не бывает, особенно в автопроме. Либо это будет крупноузловая сборка, либо сборка готовых машино-пакетов и т. д. Думаю, чтобы говорить более конкретно, нужно узнать название компании – генерального партнера в этом проекте, то есть того, кто будет предоставлять технологии для Aurus. Пока мы можем только гадать по этому поводу. В целом сам план выглядит разумным, осмысленным и внешне логичным, ведь и сам брэнд Aurus подается как премиальный. Его расширение на автомобили бизнес-класса «Е» и «F» – это хорошая ставка. Любопытно будет увидеть, что на деле из этого получится».
По данным СМИ, Aurus рассматривает организацию сборки на базе бывшего завода Toyota в Шушарах. Источники сообщают, что в создании производства в регионе заинтересован концерн «Газпром», который якобы намерен войти в проект с долей до 40%. Напомним, завод в Шушарах сегодня принадлежит ФГУП НАМИ (63,5% акций), основному акционеру Aurus, а также арабскому инвестиционнному фонду Tawazun (36%) и компании «Соллерс» (0,5%).
С середины 2021 года автомобили под брэндом Aurus серийно выпускают в Елабуге, сварка и окраска кузовов ведется на базе площадки «Соллерс». Сейчас производятся модели Aurus Senat и внедорожник Komendant. В 2023 году там предполагалось собрать 200 Komendant. Президент РФ Владимир Путин в декабре прошлого года заявил: «У нас есть целая линейка Aurus – и лимузины, и седаны, и джипы, и даже автобус будет. Все это нужно начать производить серийно, и тогда сразу цены упадут, но для этого нужно время».
Глава ООО «Аурус» Андрей Панков (экс топ-менеджер Renault в РФ) уже возглавил юрлицо «Шушары Авто», которому принадлежит экс-завод Toyota в Шушарах. Также СМИ обратили внимание на ряд вакансий от Aurus, размещенных в Петербурге, в основном о найме производственного персонала. По мнению аналитиков, помочь Aurus организовать производство может концерн «КамАЗ».
Автоэксперты полагают, что для проекта Aurus на площадке в Шушарах уже есть хорошая инфраструктура, да и логистика в регионе выстроена очень неплохо. Напомним, Петербург до кризиса был одним из главных автомобилестроительных регионов РФ, но теперь многие автозаводы простаивают. Помимо «Шушары Авто», пока так и не возобновился выпуск на бывшем заводе Nissan («Лада Санкт-Петербург», передан АвтоВАЗу), а также на площадке Hyundai.