Яндекс.Метрика
  • Марина Алексеева

Как в музее «Дорога жизни» хранят память о блокаде и ее героях

Он находится на берегу Ладожского озера
Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

В год 80-летия полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады в музее «Дорога жизни» – одном из семи филиалов Центрального военно-морского музея имени Петра Великого – особенно многолюдно. Вот и журналисты «Петербургского дневника» приехали на берега Ладоги, чтобы побывать на месте исторических событий.

К музею «Дорога жизни» автобусы подъезжают один за другим. И дело не в предстоящих датах. Так бывает здесь каждый день.
Особенно много школьников. Только на первый взгляд кажется, что Великая Отечественная далеко от нас. На самом деле это не так. И вот уже девочка с бантами тихо, чтобы не мешать экскурсоводу, шепчет подруге, что именно отсюда ее прабабушку отправляли в эвакуацию. И только благодаря людям, которые работали здесь, она осталась в живых.

Мороз-союзник

«Наш музей находится на берегу Ладоги, недалеко от мыса Осиновец, откуда начиналась легендарная «Дорога жизни». Поэтому темы войны, блокады, эвакуации ощущаются здесь совсем по-другому», – такими словами встречает нас заведующий филиалом ЦВММ «Дорога жизни» Виктор Березняцкий.

Дорога жизни была открыта 22 ноября 1941 года. Сначала по льду прошел конный обоз, затем первые 60 полуторок.

«Мороз был и врагом, и союзником. Чем он сильнее – тем лед крепче», – объясняет наш экскурсовод.

Однажды, рассказывает он, ехавший в одной из машин шофер увидел своего отца, стоявшего возле заглохшей полуторки. Он знал, что останавливаться нельзя. Но бросить отца он тоже не мог. Поэтому взял его машину на прицеп и дотащил до Осиновца. Последовало расследование. Но парня оправдали: ведь он спас и родителя, и груз.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Будет сделано

В конце апреля лед начал таять, дорогу закрыли. И тут в Кобону прибыли вагоны с луком – едва ли не единственным на тот момент витамином, который так нужен был изможденным жителям Ленинграда.

Сначала доставить груз с корабля на берег хотели с помощью лошадей. Но те, чуя опасность, вставали на дыбы и отказывались идти. Тогда на выручку пришли солдаты. Взяв мешки с луком на спину, идя по грудь в воде, они на себе перенесли весь лук на берег.

Говорят, именно в то время родилось выражение: «Все, что возможно, будет сделано обязательно. А что невозможно – будет сделано».

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Особые дары

Музей «Дорога жизни» был открыт 12 сентября 1972 года, в 31-ю годовщины начала работы водной военной коммуникации. И сразу стал наполняться экспонатами. Их передавали в дар общественные организации, поисковики, отдельные люди. Так, моряки своими руками изготовили и подарили музею более десяти моделей кораблей, участвовавших в боях и перевозках на Ладоге. Рабочие автозавода города Горький (ныне Нижний Новгород) передали в дар модели автомобилей ГАЗ-АА. Усилиями ветерана Ладоги Андрея Иванова был разыскан и доставлен на вечную стоянку буксирный пароход «Ижорец-8».

Эта традиция сохраняется и сегодня. В конференц-зале музея можно увидеть макет «Баржи 752», которая в результате вражеского налета затонула в Ладожском озере, унеся жизни более 1000 человек. Об этом событии рассказывает фильм «Спасти Ленинград». А баржа, «сыгравшая» в ленте заглавную роль, была подарена киношниками музею.

Буквально на днях известный петербургский художник Андрей Филипенко презентовал музею свою картину «Дорога жизни», которую даже не успели взять на учет.

Бывают особо трогательные дары.

«Не могу забыть, как из Москвы в наш музей приехала семья с ребенком лет 11-12. Мальчик счел своим долгом подарить нам макет Дороги жизни, который он сделал своими руками», – рассказал заместитель директора ЦВММ по научно-экспозиционной и выставочной работе Сергей Курносов.
Он уверен, именно детям мы должны передать память о войне, блокаде и героизме защитников Ленинграда.

Фото: Александр Глуз / «Петербургский дневник»

Два танка

Выходим из музея на улицу, чтобы увидеть новых героев экспозиции. Это танки, которые только в конце декабря заняли свои места под открытым небом.

Появились они здесь не случайно. Во время войны танки шли по Ладожскому озеру своим ходом. А поскольку были довольно тяжелы (Т 34 весит 26 тонн 600 кг) и могли проломить лед, с них снимали башни и тащили их на санях следом.

«Танки участвовали в военных действиях, принимали первые атаки и были лидерами в бою. Танки в том числе выпускались в Ленинграде для фронта и обороны города», – напомнил Виктор Березняцкий.

Танк Т34, ставший одним из самых узнаваемых символов Второй мировой войны, прибыл сюда из Подмосковья и, скорее всего, защищал подступы к столице. Его подробную биографию еще предстоит выяснить музейщикам.

Тяжелый танк – «ИС», названный так в честь Иосифа Сталина, поучаствовать в боях не успел. Но он знаменовал собой развитие танкостроительной мысли.

«7 сентября 1945 года он поразил наших союзников на параде Победы в Берлине. Там участвовало 52 таких танка. Их мощь была обескураживающей для того времени», – сообщил заведующий филиалом.

Теперь в музее «Дорога жизни» стоит два танка. Один символизирует начало войны, другой – ее окончание и Победу.
А возле железнодорожной станции Ладожское озеро есть памятник, созданный из обломков затонувших кораблей, поднятых со дна Ладоги. Бронзовая табличка на постаменте гласит: «Сталь можно согнуть, человеческую волю никогда».