ВТБ ожидает роста авторынка в России в 2024 году до 1,4-1,5 миллиона штук
Декабрь стал самым успешным месяцем года для российского авторынка, в последний месяц 2023 года было продано 128,9 тысячи автомобилей. Об этом свидетельствуют данные ВТБ и «Открытие Авто».
Всего в прошедшем году было реализовано 1,13 млн легковых машин и LCV (+58%). По мнению аналитиков, в этом году объем продаж мог бы достигнуть 2 миллионов автомобилей, однако ставки автокредитования и продолжающийся рост стоимости машин едва ли позволит рынку подняться выше 1,4-1,5 млн штук.
Инфляционные ожидания, активность китайских марок и стремление дилеров закрыть год с хорошими показателями сделали декабрь самым успешным месяцем 2023 года. Сыграли роль и годовые финансовые премии клиентов. Дилеры отмечали, что многие покупатели приходили в автосалоны с наличными. Таким образом, за исключением ноября, вторая половина года оказалась успешной для российского автомобильного рынка, несмотря на сложности. Более высокие объемы продаж в масштабах года были ограничены не недостатком автомобилей, а ростом цен, вызванным переоценкой курса рубля и увеличением ставок утилизационного сбора.
Ведущую роль в развитии рынка традиционно сыграл АвтоВАЗ. Несмотря на то что Lada не смогла достичь первоначального годового плана, 352,6 тысячи отгруженных дилерам машин можно рассматривать как достижение в текущей обстановке. По сравнению с 2022 годом прирост продаж составил 87%, а по сравнению с 2021 годом – 1%.
Вместе с тем крупнейший российский автопроизводитель умело использовал свое монопольное положение в сегменте доступных седанов. Модель Granta теперь предлагается дилерами по цене значительно выше одного миллиона рублей, а за топовые модели Vesta даже по цене рекомендованного розничного каталожного производителя просят более двух миллионов. Это в 3-4 раза дороже, чем стоили эти же автомобили при своем дебюте на рынке. Granta дебютировала в 2012 году, а Vesta – в 2015.
Granta в 2023 году был поставлен рекорд продаж в 206,1 тысячи машин. Это в два с лишним раза больше, чем годом ранее. Яркий успех в продажах продемонстрировали и отечественное семейство внедорожников Niva – 92 тысячи (+137%).
Хорошие продажи продемонстирировал «Москвич», в декабре было продано 2,4 тысячи автомобилей этой марки (плюс 26 процентов к ноябрю). Спрос подстегнули скидки до 490 тысяч рублей и появление второй модели в семействе.
По результатам года благодаря параллельному импорту в числе десяти наиболее известных иностранных брендов, помимо китайских производителей, позиции смогли сохранить KIA (34 тысячи авто), Hyundai (26 тысяч) и Toyota (22 тысячи). Все они столкнулись с двузначным падением продаж по сравнению с предыдущим годом. Однако в декабре, помимо отечественных и китайских марок, место на рынке удалось удержать лишь еще одной «иностранной» компании – Kia (1,8 тысячи авто). В 2024 году, вероятно, и этот бренд покинет топ-10.
Руководитель «Открытие Авто» Марина Дембицкая отметила, что в январе-феврале текущего года от рынка не стоит ждать тех же темпов, что он показал в декабре.
«Морозы, ударившие по активности многих клиентов в мегаполисах в первой декаде января, и затяжные праздники не позволят рынку выйти больше, чем на 60-65 тысяч сделок. Не достигнет декабрьских рекордов и февраль. Хотя, учитывая переполненность многих складов «китайцами», этот период может быть выгоден для покупки новой машины. Деньги, «замороженные» в «металле», для дилеров становятся все дороже, и продавцы будут идти на уступки. Порядка 35% машин, завезенных из Поднебесной в прошлом году, к началу января оказались не распроданы», – сказала Марина Дембицкая.
Начальник управления партнёрских продаж авто Владимир Высоцкий считает, что оживление рынка начнется в весенние месяцы.
«Продавцы будут мотивировать покупателей к сделке аргументами про подорожание. На самих дилеров будут давить новые амбициозные планы дистрибьюторов», – отметил Владимир Высоцкий.