Почему туристы в Хибинах гибнут от лавин
На днях стало известно о гибели в горном массиве Хибины двух петербургских предпринимателей – Андрея Годунова, учредителя компании iPort, и Игоря Слонского. Мужчины 1975 и 1969 годов рождения погибли под лавиной, катаясь на снегоходах. Подробности трагедии и обстоятельства, на которые следовало бы обратить внимание, «Петербургскому дневнику» рассказали сотрудники противолавинной службы города Кировска.
История лавин
Корреспондент «Петербургского дневника» бывал в Кировске неоднократно и работу по борьбе с лавинами наблюдал воочию. Во-первых, в местном геологическом музее этой службе посвящен отдельный зал. Во-вторых, в городе можно увидеть памятник гаубице – по рассказам местных жителей, из нее когда-то стреляли, чтобы спровоцировать сход лавин в нужное время в нужном месте. В-третьих, грохот лавинных пушек регулярно слышен по ночам, а утром туристы наблюдают следы их работы: снежные шапки с горы переместились к подножию.
Но все это касается людных мест – горнолыжных курортов, проторенных снегоходных трасс, куда организаторы экстремального отдыха возят туристов большими группами. В данной истории снегоходчиков было всего трое. Двое погибли сразу, третий уцелел и вызвал спасателей, но было уже поздно. Вообще, перевал пользуется популярностью у экстремалов, но на него надо забираться с другой стороны.
Особенности рельефа
«Русло реки Поачвуйоки, где оказалась эта группа, – это глубокий каньон: русло узкое, как бутылочное горлышко, а слева и справа – стенка. Чуть снега – и тебя уже скроет, – пояснил сотрудник противолавинной службы Артур Авакян. – Ближайшая база отдыха – в полутора километрах. У нас не Альпы, где мэр города имеет полномочия перекрывать дороги и не выпускать никого из города, коль объявлена лавинная опасность. А наша служба оберегает в основном дороги, в том числе железные. Мы не можем взять под охрану все 1300 квадратных километров горного массива».
Лавинная служба осматривает лавинные очаги, копает шурфы и делает замеры, очищает предупреждающие знаки и каждый вечер публикует в Интернете лавинный бюллетень. Подразумевается, что экстремалы будут с ним сверяться. Это во-первых. Во-вторых, любителям снегоходных катаний не стоило бы ездить по диким трассам, по крайней мере в горах. Артур Авакян посетовал, что в России нет аттестованных снегоходных трасс, в отличие, например, от Финляндии, где даже в лесу можно встретить дорожные знаки, а в законах прописаны специальные санкции для тех, кто их нарушает.
Права на экстрим
Перед Новым годом любители экстремального отдыха праздновали «революцию»: в законы внесли послабления, согласно которым кататься на снегоходе было разрешено всем обладателям водительских прав категорий А, В, С и D (до декабря 2023-го требовалось иметь специальные тракторные права). Конечно, организаторы катаний и без этого вели свой бизнес, но старались не отпускать клиентов далеко от себя и использовали одни и те же согласованные трассы. Проще говоря, чтобы оседлать квадроцикл или снегоход, не имея тракторных прав, надо было или его купить (и возить к облюбованной трассе в прицепе), или ездить на прокатном, но в сопровождении инструктора. А новые законы позволяют приехать хоть на Камчатку, взять в прокат квадроцикл и снегоход и поехать на нем куда глаза глядят – под личную ответственность.
Печальный опыт
Сейчас по факту гибели двух петербуржцев проводится проверка, сообщил руководитель пресс-службы СК по Мурманской области Евгений Ребров. Уголовное дело не возбуждено.
Петербуржцы не в первый раз гибнут от хибинских лавин. Так, еще памятен несчастный случай на реке Манепахкйоки в марте 2021 года. Лавина забрала жизнь 12-летней девочки из Петербурга. Суд идет до сих пор: один из подсудимых, руководитель туристического клуба, частично признал свою вину, а его заместитель – нет. В вину педагогам ставят уход с привычного маршрута на другой – короткий, но менее безопасный. А еще – отсутствие биперов, которые помогают быстро найти человека под снегом.
«Промежуточные итоги трагедии – в том, что дети стали гораздо меньше ездить в Хибины, а власти Мурманской области начали работу по разработке безопасных детских маршрутов по хибинским тундрам, – рассказала педагог ДДТ Приморского района Александра Подлевских. – Под эту тему, возможно, станет быстрее развиваться национальный парк, в котором еще нет инфраструктуры. Детский лыжный туризм должен возродиться».
На заметку
На выставке, посвященной работе лавинной службы, можно увидеть карту несчастных случаев и их список – начиная с 1934 года, когда эта служба и была образована. Сейчас в нем 43 строчки: гибнут не только альпинисты и туристы, но и рабочие, а при особо мощных сходах смерть может настигнуть и в собственном доме.