Дмитрий Солонников: «Новости на ТВ – это умирающий формат, скоро их не будет вообще»
Россияне начали терять интерес к новостям и социально-политическим передачам на телевидении, временно выросший после начала военных действий на Украине. Как считает политолог директор Института современного государственного развития Дмитрий Солонников, жанр теленовостей сегодня умирает на наших глазах.
«Для снижения популярности военных и социально-политических новостей на ТВ есть несколько причин. Первая и главная: новости на телевидении – это сегодня умирающий формат, и скоро их там не будет вообще. Телевизор сегодня смотрят в основном люди старшего поколения, которые не пользуются «Телеграмом», соцсетями и интернет-ресурсами. Бессмысленно смотреть по телевизору новости, которые даются там с лагом в лучшем случае в несколько часов, а в худшем – в несколько дней. Если ты читаешь телеграм-каналы и почти в режиме реального времени знаешь, что интересного происходит по всему миру, то нет никакого смысла смотреть новости в 9 часов вечера. Ведь большинство из них известны тебе уже в 9 утра, после чего за день ты уже обсудил их с друзьями и прочитал аналитику по ним. То есть для тебя вечерние новости выглядят уже полным идиотизмом. Новости в этом формате сегодня уже «мертвое дитя», и продолжать его оживлять – бессмысленная затея», – говорит Солонников.
По его мнению, телевидение должно срочно осваивать подачу новостей в режиме онлайн и думать над тем, как технологически это осуществить.
«Новости по ТВ, выходящие по старинке четыре раза в день, сегодня, увы, смотрят люди, в принципе не пользующиеся новыми технологиями. Для них это важно, и еще некоторое время такой формат будет жить. Но чем меньше будет оставаться таких людей, тем меньше будет и аудитория новостных передач, – указал политолог. – Что касается общественно-политического дискурса, то он все еще может быть интересен людям, но для этого он должен быть разнообразным. У нас он, к сожалению, страдает невысоким качеством. Целыми месяцами у нас на ТВ одни и те же «говорящие головы», повторяющие примерно один и тот же текст с небольшими ремарками. В какой-то момент это выглядит прикольно, но потом смертельно надоедает зрителю».
Аналитик отметил, что пропагандистские каналы работают у нас не на информацию, а на эмоции.
«На многих телеканалах в ходе дискуссионных передач явно поддерживают драки и ситуации, когда телеперсонажи спорят и орут друг на друга. Но в конце концов бомжи в подворотнях тоже орут друг на друга. В России постепенно перестает работать идеология передач, в рамках которых зритель видит на экране «таких же сумасшедших, как у себя во дворе», и считает, что «вот мы раньше на кухнях орали и били стаканы, а теперь такие же идиоты на ТВ все это повторяют». Тем более что подобное качество дискуссии уже широко распространено и в интернете. Это больше не интересно, момент, когда это было новостью, давно прошел», – продолжил Солонников.
Эксперт напомнил: раньше по ТВ и в других масс-медиа выступали умные интеллигентные люди, которые произносили грамотные и сложные вещи, и они явно были оторваны от аудитории.
«В свое время это работало. Потом теленачальники решили, что «нужно быть такими же, как толпа», как, например, в Америке или Европе. Более того, там подошли к делу так, что «политик – это больше не небожитель, а парень или девчонка из соседней парадной или ковбой с соседней фермы». И этот образ на Западе поддерживается, мол, «политик – это не тот, кто лучше всех нас, а такой же, как мы». Результат этой политики печален, – отметил Солонников. – В России же подобным образом решили уравнять зрителя и экспертов: они тоже могут спорить, ссориться и даже драться на экране. При этом они говорят простым языком вещи на уровне конспирологии и фейков, но зато громко и ясно. Увы, интерес к такому приему все равно стремительно падает, что отражается на телерейтингах».
Примечательно, что на этом фоне фиксируется рост интереса зрителей к познавательным передачам, напомнил он.
«Это возвращение к формату, о котором я уже говорил, когда умные и грамотные люди говорят сложные интересные вещи. Но здесь ощущается серьезная конкуренция с интернетом, потому что лекции можно почитать и послушать и в Сети. Сегодня там набирают миллионы просмотров сложные лекции по астрофизике, квантовой механике, антропологии, палеонтологии и т. д. Все это смотрят обычные люди, которым хочется получить качественную научную информацию. Соответственно, интерес к этой тематике растет и у зрителей ТВ», – говорит аналитик.
Все остальное, вроде роста популярности музыкальных программ, сериалов и развлекательных программ, демонстрирует изменившуюся функцию самого телевидения.
«Это теперь для многих не отдельная составляющая жизни, а некая сопутствующая ей часть. Мы на кухне готовим еду или кормим детей, из телевизора что-то там бубнит, идет такой «белый шум» – ну и хорошо, можно смотреть, можно не смотреть. Для многих россиян это такое включение в коммуникационные каналы, особенно для одиноких людей. На экране происходит некая жизнь, и зритель часто даже не вдается в то, что там происходит, – подчеркнул Солонников. – Раньше у советских людей в квартирах было постоянно включено радио, по которому «Маяк» весь день что-то рассказывал. Сейчас примерно такую же функцию взяло на себя ТВ – оно создает некий звуковой ряд, параллельный жизни. Отсюда и относительно низкое качество многих телепередач».
Кроме того, на снижение популярности новостных и социально-политических передач может влиять несовпадение озвучиваемых мнений и реальной картины.
«У нас эксперты привыкли выражаться в духе «мы – молодцы, а они – подонки, они все вот-вот разбегутся, и мы их легко победим». Такие мнения звучат уже больше года, при этом никакого серьезного продвижения на фронтах не наблюдается. И зритель тоже реагирует на этот разрыв. В этом плане зрителю наверняка была бы интересна серьезная аналитика, когда эксперты не орали бы друг на друга, а вдумчиво разбирали факты и тенденции. Возможно, тогда изменилась бы аудитория, но это был бы реально содержательный контент. А сегодня у нас на глазах умирает идея телевизионного руководства, что поток эмоций из телевизора должен неизменно вызвать выброс адреналина у зрителей», – заключил Солонников.
По данным исследовательской компании Mediascope, россияне начали терять интерес к новостям и социально-политическим передачам на ТВ. Вклад новостных программ в структуру телепросмотра по итогам 2023-го снизился на 0,6 процентного пункта (п. п.) – до 14,2%, после роста в 2022 году. Социально-политические передачи также сократили показатель (-1,8 п. п., до 13,5%). Также теряют популярность кинофильмы и документальные фильмы. В прошлом году россияне стали реже смотреть спортивные передачи, мультфильмы и детские телепрограммы.
При этом рост интереса можно увидеть только к трем жанрам: познавательным (на 0,4 п. п., до 2,7%), развлекательным и музыкальным программам (на 3,2 п. п., до 19,3%), а также к телесериалам. Вклад последних в структуру телепросмотра вырос с 24,4% в 2022 году до 26,3%. Эксперты медиарынка отмечают, что рост интереса к развлекательному телевидению – это общемировой тренд. Как следствие, дорожает производство программ в этих жанрах.